Обзор саундбара Creative Stage SE: рояльный лак и пропуск в мир Sound Blaster

Приветствую! Сегодня у нас в гостях самая младшая из моделей саундбаров серии Stage от Creative. Обычно интереснее рассмотреть что-то посложнее и подороже, но, как я понимаю, Stage SE — это самый дешевый входной билет в мир устройств, объединяемых технологиями Sound Blaster. Кому как, а мне всегда приятно окунуться в некоторую ностальгию по временам, когда мониторы были большими и теплыми, а встроенная в материнскую плату звуковая карта встречалась не чаще, чем медведи на улицах городов. И понятно, что нынешний Sound Blaster — это совсем другой мир с другими технологиями, однако невольно ждешь, что инженеры Creative нашли какую-то магию… Иначе зачем вообще нужна сила бренда, если не для поиска магии в реальном мире?

Если же отбросить эмоциональную сторону, то Creative Stage SE — любопытное решение, которое предлагается как альтернатива бюджетной компьютерной акустике. Свой форм-фактор, который кому-то может зайти больше, поскольку ориентирован на размещение непосредственно под монитором, где саундбар смотрится органичнее, чем пара колонок. Стоимость при этом вполне демократичная (7-8 тысяч рублей в федеральной рознице), но все же всегда возникает вопрос, а стоит ли такой доплаты разница со встроенной в ноутбук акустикой или тем более динамиками телевизора. Производитель вот уверен, что стоит и в сравнении с ними это будет новый мир. Попробуем в него погрузиться.

Для понимания места устройства в линейке, как обычно, приведу официальную родословную:

Table of Contents

Технические характеристики

Комплектация

Отдельно хочу отметить, как изящно в Creative решили проблему поставки одних и тех же устройств на разные рынки. Это самый прекрасный адаптер питания, который мне когда-либо встречался. Он не самый компактный в сравнении с тем, что могло бы быть без системы сменных вилок, но гораздо изящнее, чем вариант, который идет к более крупным системам. И без типичных проблем в виде отходящих контактов.

Дизайн

Чтобы вы получили полное эмоциональное представление о дизайне Creative Stage SE, то я обращусь к сериалу* Good Omens («Благие знамения» в русской адаптации). Разработчиками выступали Азирафель и Кроули. Первый создал компактный корпус с восхитительным регулятором громкости на правом торце, который вроде как просто параллелепипед, но нет, сложнее и изящнее. После чего Кроули добавил ревущие, как Сатана, два активных и один пассивный динамики, заменил заглушку на левом торце фазоинвертором, позволив системе набирать аж 48 Вт, будучи 41 см в длину и 10 на 6 см в сечении, а также установил, что саундбар может быть только радикального черного цвета. Азирафель попытался спасти проект, добавив отделки под рояльный лак… Много отделки под рояльный лак. Да практически всю поверхность он превратил в черный рояльный лак.

*Книгу не читал и не собираюсь, поскольку Пратчетт в больших количествах утомляет.

Одним словом, Stage SE выглядит великолепно до тех пор, пока вы не начинаете ею пользоваться. Пыль, отпечатки пальцев, следы того, что вы что-то на нее положили, — у меня этот саундбар стал грязным, как только я вытащил его из транспортировочной пленки. Попытка спасти положение вытиранием привела к тому, что добавились следы еще и от него. В общем, без тяжелого морального ущерба пользоваться устройством могут очень аккуратные люди или те, кто на такие мелочи не обращает внимания. Остальных прошу не обращать внимания на огрехи — при распаковке у меня не было х/б перчаток, а потом положение было уже не спасти.

Отвлекаясь от эмоций, перед нами довольно внушительный кирпичик, который выглядит на все деньги, поскольку от простых геометрических форм тут отказались в пользу едва заметных, но меняющих восприятие кривых линий.

Фронтальная панель, разумеется, почти целиком занята металлической решеткой гриля, за которой при желании можно различить два динамика и пассивный излучатель. При включении за ней почти у самого правого края посередине становится виден индикатор из синего и красного светодиодов (причем похоже, что там физически два светодиода, так что «фуксия» получается их одновременным включением), которые своим включением, интенсивностью свечения и миганием с разной частотой информируют о переключении и активации режимов.

Справа и слева на переднюю панель наползают пластиковые детали торцевых панелей. Это единственные матовые плоскости в колонке. Все остальное — глянец с отделкой под рояльный лак. Смотрится он очень эффектно, преломлению отражений, как в большом и дорогом устройстве, способствует изгиб верхней панели. Функциональной нагрузки ее поверхность не несет, только логотип Creative, который смотрится как название рояля. Без шуток, ну очень дорого смотрится.

Левый торец занят фазоинвертором, выход трубы которого, разумеется, тоже отделан под лак. Сам он при этом перекрыт мелкой решеткой, дабы никто не сунул палец прямо в магнит динамика, который из-за скромности размеров очень близко.

На правом торце шикарнейшая крутилка, регулирующая громкость. Она огромная, с резиновой отделкой по кругу, которая так и провоцирует ее покрутить. А огромная надпись PUSH — нажать. Ход что вращения, что нажатия не разочаровывает — мягкий, но уверенный, с усилием ровно как надо. Хочется сидеть, нажимать и крутить. Снова дорогой элемент, которого никак не ждешь в бюджетного уровня саундбаре. Дешевизну выдает разве что чуть более жесткий, чем хотелось бы, пластик и то, что кнопка PUSH — это весь регулятор целиком, а не центральная часть, так что, накрутив громкость до нужного уровня, вы можете получить надпись под углом или даже вверх ногами.

Задняя панель такая же, как фронтальная, только вместо гриля тут глянец, в котором справа выполнен вырез под функциональные разъемы, рядом с которым торчит какой-то винт. Разъемов негусто. Порт подключения питания постоянного тока с информационной схемой (что, на самом деле, полезно, если вдруг оригинальный выйдет из строя, подобрать замену будет элементарно), USB-A с подписью Service и USB-C с подписью USB Audio In. Все понятно. В два суем подходящие кабели, а в другой ничего не суем, если у нас нет подходящего ПО для подключения к саундбару в сервисном режиме. Впрочем, еще в него можно воткнуть кабель для заряда смартфона.

Переворачиваем Creative Stage SE и снова видим черную глянцевую поверхность. Еще видим информационную наклейку со всякой полезной информацией, в которой, правда, нет ничего интересного. Еще есть две огромные резиновые ножки, которые позволяют саундбару уверенно стоять даже на скользкой поверхности. Что, впрочем, для устройства весом в 1,2 кг неудивительно.

Управление и подключение

Управлять саундбаром Stage SE можно как пользуясь кольцом на корпусе, так и с помощью идущего в комплекте ИК-пульта. Несмотря на то, что одним из двух вариантов подключения выступает Bluetooth, ни приложения, ни каких-то других методов управления по этому соединению почти не предусмотрено. Только через пульт.

Колесо-крутилка предлагает минимальный набор функций: включение/выключение (долгое нажатие), перевод в режим сопряжения (одинарное нажатие), включение/отключение голосового подтверждения (двойное нажатие) и регулировка громкости вращением. Все. Иных органов управления на корпусе нет.

Пульт дистанционного управления немного похож на таковые от моделей более высокой серии Katana, но скорее материалами и общим абрисом. Если присмотреться, то пульты очень разные, и даже логотип тут Creative, а не Sound Blaster.

Функционала тут уже поболее, чем на корпусе. Пультом можно не только включать и выключать саундбар целиком, но и отключать на нем звук, переключать треки вперед-назад, запускать воспроизведение и ставить на паузу, а также, естественно, регулировать громкость. Еще есть три кнопки, которые отвечают за управление встроенными технологиями Sound Blaster: регулировка тона, пространственный звук и выделение речи.

Для тех, кто во всем запутался и просто хочет откатить настройки на дефолтные, — большая и круглая кнопка Reset. Зачем она такая большая и никак на ощупь не отличимая от остальных — загадка, но в целом мне она не мешала, случайно не нажималась.

Подключений предусмотрено два варианта. Проводное через USB и беспроводное через Bluetooth 5.3. В комплекте есть провод длиной 1,2 метра, если нужно больше, то подойдет абсолютно любой с разъемом USB-С. Bluetooth работает быстро, колонка легко входит в режим сопряжения и без проблем переключается между уже знакомыми ей устройствами. В общем, как и должно быть.

Про звук

Производитель, к сожалению, не приводит данных о том, какого размера и какие именно динамики установлены в саундбаре. Только то, что два активных по 12 Вт RMS и пассивный излучатель, который благодаря фазоинвертору эти ватты множит на два. По грубым прикидкам, активные — это пара 40х60-мм. Кричит колонка знатно в любом режиме. С помощью телефона мне удалось намерить аж 110 дБ непосредственно у гриля и до 95 дБ на расстоянии в 1,5 метра. Средние показатели — 85-90 дБ на максимальной громкости. Точность, как понимаете, так себе, но мы говорим о дешевой компьютерной акустике, тут не до графиков АЧХ и замеров прецизионными микрофонами в акустической камере.

Сказывается ли такая громкость на качестве? Глобально — нет. Из моей волны «Сбер Звука» на максимальной громкости она не справилась только с вокальной партией в Jester Race от In Flames, так что голос Андерса Фридена приобрёл какое-то дребезжание. А вот со взрывами в «Форпосте» — вполне. Т.е. именно что где-то на максимуме громкости могут быть неприятные призвуки, но в целом проблем с дребезжащим звуком нет.

Что касается качества, то у нас два варианта подключения — Bluetooth 5.3 с кодеком SBC или через USB. Заявленный диапазон воспроизводимых частот — от 55 Гц до 20 кГц. Фактически низкие начинаются от 45 Гц, а высокие заканчиваются после 18 кГц. Показатели вполне неплохие, на полную мощность саундбар выходит в диапазоне от 125 Гц до 16 кГц, чего более чем достаточно для большинства потенциальных пользователей.

Конкуренты по звучанию — встроенные в ТВ и ПК динамики. Компьютерные саундбар кроет по всем параметрам. С телевизором уже не так однозначно, но я сомневаюсь, что кто-то будет покупать его в компанию модели тысяч так за 70+ с хорошим пространственным звуком, а остальные тягаться с ним смогут разве что по громкости.

Воспроизведение частот соответствует заявленному и ожидаемому, по средним предсказуемо провал, басы с намеком на объем, а высоких слишком много. Тут как у всех производителей с именем, так что предлагаю обсудить, что же за технологии Sound Blaster отсыпали нам щедрой рукой.

Итак, Tone. Вот что можно узнать на официальном сайте Creative:

«Переключайтесь между более теплым и более ярким воспроизведением звука с помощью нашей новой функции Tone Adjustment. Теперь вы можете настроить и отрегулировать нейтральность тона на Creative Stage SE одним нажатием кнопки!

Более теплое звучание:
уход в сторону низких частот, при этом бас и вокал становятся более выраженными. Более тихие и приглушенные высокие частоты дарят вам теплый и успокаивающий звук.

Яркие звуки:
этот тон лучше воспроизводит высокочастотные звуки, обеспечивая четкое и чистое звучание
».

Лет 20 назад у меня были какие-то колонки к самому первому моему ПК, и у них тоже была крутилка с подписью Tone. С ее помощью можно было добиться того, чтобы эффект бубнежа или, напротив, дребезжания был максимальным. В общем-то, за прошедшие годы технология выросла и стало понятно ее предназначение. В зависимости от того, что вы там понажимали, можно узнать предел максимально глухого звучания Creative Stage SE или максимально звонкого. В первом случае средние частоты урезаются в пользу низких (по ощущениям, средние вообще перестают существовать, но не сказать, что у баса появляется какая-то глубина или мощность, это не про драйверы таких размеров), во втором, наоборот, басы режут в пользу средних. Всего есть 4 градации, с помощью которых можно действительно что-то настроить под свои предпочтения, если вы непривередливы в звуке.

Про Surround производитель сообщает:

«Функция Surround может определять и усиливать пространственную информацию входящего звука с помощью звуковых фильтров Sound Blaster, благодаря чему оптимизируется качество прослушивания, а также обеспечивается расширенная звуковая сцена и пространственное звучание от любого источника аудиосигнала».

Ну, насчет расширения звуковой сцены не врут. Без активации функции Surround саундбар звучит почти что моно. На первый взгляд какая-то иллюзия настройки, но если вам нужно не беспокоить людей в том же помещении, а саундбар расположен на столе под монитором, то отключение пространственного звучания вкупе с уменьшением громкости приведет к тому, что, кроме сидящего прямо напротив Stage SE, никто ничего слышать не будет. Учитывая, что саундбар такого формата позиционируется как альтернатива компьютерной акустике, сценарии для подобного ограничения слышимости найти несложно.

И, наконец, Dialog. Читаем мнение создателей:

«Функция Clear Dialog с помощью алгоритма выделяет голос и устную речь, а затем интеллектуально улучшает и усиливает их, позволяя четко различать диалоги без ущерба для других звуковых эффектов».

Интеллектуально или нет, но функция работает. Причем на ура. У меня была режиссерская версия «Голого пистолета-2», в которой половину слов в оригинале разобрать было почти невозможно, а ведь половина шуток в переводе либо теряется, либо приобретает иное значение. Clear Dialog сделал неразборчивое разборчивым. На более дорогой и продвинутой системе пришлось бы крутить кучу настроек, чтобы потом откручивать все обратно, дабы нормальные звуковые дорожки не страдали, а тут все делается одной кнопкой. Сценариев, когда это пригодится, еще больше, чем у предыдущей функции. Самое очевидное — настроили саундбар под музыку и амбиентные звуки, а потом при просмотре кино или игре с диалогами одним нажатием получили вполне разборчивую речь. Ляпота! Да здравствуют прогресс и нейросетевая обработка.

Заключение

Саундбар Creative Stage SE вызвал максимально противоречивые чувства. Мне его дизайн нравится и не нравится одновременно. Ничего похожего по стильности в ценовом диапазоне до 10 тысяч рублей и близко нет. Но и найти столь же маркое устройство тоже нужно постараться. Как решить эту дилемму, я совершенно не представляю, только или отметая решение как непрактичное, или не обращая внимания на мелочи в принципе.

В плане практичности в качестве замены паре недорогих колонок компьютерной акустики вариант отличный. Стереопанорама у вас будет такая же, проводов и блоков на столе — меньше. Кому-то такой вариант импонирует, кому-то удобнее воткнуть по привычке пару динамиков в разные углы стола.

Если посмотреть на конкурентов по стоимости, то модель вполне в рынке, любой бренд с именем за сходную мощность будет просить те же 7-8 тысяч рублей. Неименитые уже будут предлагать версии с сабвуфером или обещать 100+ Вт мощности. Первые, безусловно, переиграют по басам, со вторыми ситуация будет неоднозначной, поскольку, кроме большей мощности, уже можно смотреть устройства с большим количеством динамиков, а значит, и с лучшим распределением частот. Сильной стороной Stage SE окажутся технологии Sound Blaster, в первую очередь Clear Dialog, хотя и передача объема настроена неплохо. Плюс саундбар очень компактный, конкуренты зачастую идут уже по 60-90 см длины, что не особо подходит для размещения на рабочем столе.

В общем, не без нюансов, но вариант примечательный.

[email protected]
наверх