«Рафаль» для Сербии – предательство или вынужденная мера?

133
«Рафаль» для Сербии – предательство или вынужденная мера?

Да, получается очень интересная картина: Сербия, друг-союзник в Европе, наверное, один из последних, и вдруг делает такой финт, покупая французские «Рафаль». Это подтвердил уже президент страны Вучич, заявив, что были достигнуты «конкретные соглашения» о покупке 12 самолетов.

Для Сербии, которая в основном оперирует российским вооружением, шаг вроде бы довольно странный, и в редакцию прилетело сразу несколько статей от «рассерженных патриотов». Собственно, и в интернете полно вот этого: «нечего за них было впрягаться», «предатели», «тоженебратушки» и так далее. Обычная обывательская глупость людей, живущих эмоциями и не желающих внимательно рассмотреть вопрос.



А мы рассмотрим внимательно, тем более что в балканском вопросе у меня есть два консультанта, живущие в Сербии и приложившие очень много усилий и времени, чтобы я понял, что представляет собой этот змеиный уголок, именуемый Балканами. Без понимания этого о самолетах не поговорить, там все очень сильно завязано.

Итак, Сербия покупает 12 истребителей «Рафаль». Таких же, какие купила чуть раньше Хорватия, за примерно такую же стоимость: около трех миллиардов долларов.

Французы, конечно, радуются, у них прорыв. Это уже седьмой по счету контракт по продаже «Рафалей», продажи которых стартовали, честно признаем, так себе. Да и Сербия с Хорватей – ну не покупатели это, полк на двоих – так себе, но лиха беда начало, отгрызаются куски бывшего российского рынка. И тут есть чему радоваться, спора нет.

Вучич, как всегда, делает из покупки истерическое шоу, подписывать договор будут в присутствии аж двух президентов, Сербии и Франции.


Сербия будет использовать «Рафали» для столь необходимой модернизации своего стареющего парка истребителей, который состоит из советских истребителей МиГ-29, приобретенных еще Югославией в 80-х годах прошлого века и разбавленные (те, кто уцелел после 1999 года) российскими и белорусскими не очень новыми МиГ-29.


Очевидно, что «Рафаль» значительно более боеспособен, чем МиГ-29, родом из прошлого века. В общем, у ВВС Сербии аж 14 МиГ-29, которые надо на что-то менять. Если надо, конечно, воевать вроде пока страна не собирается, но МиГи уже явный авиахлам.


В стандартную комплектацию «Рафаля» входит радар с активной антенной решеткой с электронным сканированием (AESA) RBE2, канал передачи данных Link 16, обновленный комплекс самообороны/радиоэлектронной борьбы Spectra и автоматическая система предотвращения столкновений с землей.

Комплект вооружения теперь включает в себя, среди прочего, ракету класса «воздух-воздух» MBDA Meteor большой дальности (которую, заметим, французы, если не будут дураками, сербам не продадут ни за что), контейнер для наведения Thales TALIOS и высокоточное изделие класса «воздух-земля» Sagem Hammer с лазерным наведением.

В целом-то оно все смотрится неплохо, если бы не Россия за спиной. Уверен, что «Рафали» если и поступят, то не в самой шикарной комплектации. Так сказать, во избежание и на всякий случай.

Неясно, когда Сербия может получить эти самолеты, если договор будет заключен, как было объявлено. В прошлом месяце производитель подтвердил, что к концу 2023 года у него есть запас в 141 экспортный самолет плюс еще 70 для Франции. С тех пор в портфель заказов добавилась еще одна партия из 18 самолетов для Индонезии. В некоторых предыдущих экспортных заказах Франция была готова перенаправить самолеты со складов ВВС Франции другим клиентам, чтобы обеспечить их более быструю доставку.

Теперь о политической составляющей. Сербия занимает нейтральную позицию, но у нее уже давно тесные военные отношения с Россией, включая регулярные совместные учения, в том числе и в среде ВВС.

В отличие от Хорватии, Сербия не является членом НАТО, но участвует в программе «Партнерство ради мира», что-то вроде «НАТО-лайт», которая позволяет странам проводить совместные военные учения и другие инициативы без вступления в альянс.

Сербия в свою очередь, не сильно стремится присоединиться к Европейскому Союзу, но тем не менее, Балканы – это Европа, и тут все сильно завязано в один клубок.

У сербов действительно, настроение среднее такое: с одной стороны, вроде как Шенген никому не мешает, с другой – а они и так неплохо живут. Да, молодежь рвется поработать в Европе, но это запросто делается и без Шенгенской визы.

Но есть Косово. Вот вам карта, скажем так, сербскоориентированная.


А вот вам карта, которую я взял в «Ле Монд», то есть, французская/европейская.


Обратите внимание на то, что Косово с точки зрения Европы – это прямо отдельное государство. Со всеми вытекающими последствиями.

А последствия такие: Косово, заявившее о своей независимости, частично признанное явление, причем, сперва куча государств признали независимость, а потом началась череда отзывов. Но пока статус Косова примерно такой же, как у Абхазии. Да, там есть теперь своя администрация и даже целый президент в столице Приштине. Но север Косова, где живут сербы, Приштина не контролирует, с другой стороны, Белград не контролирует центр и юг Косова, хотя по Конституции это сербская земля.

Давить и вразумлять косоваров – не вариант, в Сербии все прекрасно понимают, что тогда их будут метелить всей Европой. Как это уже было в 1999 году и дальше. Россия? Ну до 2022 года российская армия грозным призраком стояла за сербами, там все были уверены, что в случае чего…

Сегодня понятно, что никакого «в случае чего» не будет, и Россия занята несколько иными проблемами.

Однако отделять Косово Европа тоже не спешит. Тут внезапно сыграла свою разрушительную роль некая Сербская Республика в составе Боснии и Герцеговины. На самом деле БиГ – это отдельное шоу с землеустройством, но в составе этого образования чуть ли не половина территории с половиной же жителей – это как раз Сербская Республика (столица номинально Сараево, но по факту – Баня-Лука).

Так вот, президент СР в составе БиГ некий Милорад Додик, имеющий репутацию завзятого шовиниста и националиста (чего стоят общежитие имени Радована Караджича и памятник Гавриле Принципу), выдал номер, сказав, что в случае признания независимости Косова и принятия этой страны в Евросоюз, он возьмет Сербскую Республику, выкорчует ее из Боснии и Герцеговины и уведет домой, в Сербию. Как Крым.

В Боснии и Герцеговине, а потом и во всей Европе, мягко говоря, обалдели от такой подачи, но весь прикол момента в том, что Додик запросто может такое инициировать! Реально человек непростой и с такими завихрениями, но – откровенно наш.

Так что с Косово все в Европе пока угомонились, потому что если действительно Додик «закрымит» Сербскую республику, то от Боснии и Герцеговины останется плевок на карте.

Это политическая картинка балканского дурдома в изложении сербов. Самое интересное, что люди абсолютно не сомневаются во всех приведенных пунктах, особенно в отношении того, что им за Косово выпишут по полной программе. Это же сербов можно убивать где угодно, а хорвата или албанца трогать нельзя никак…

Но вернемся к самолетам и картам.

Итак, вопрос: а почему бы сербам не перестать валять дурака и не купить, скажем, наши Су-35СЭ, которые на голову лучше, чем «Рафали»? Да, по сравнению с МиГ-29, считай, заново все осваивать придется, самолет реально иного поколения, но все же российская техника сильно отличается от французской. В лучшую сторону.

И продали бы наши с удовольствием, и научили бы.

Смотрим на лоскутное одеяло, оставшееся от бывшей Югославии, и понимаем, что в случае покупки Су-35, доставить их в Сербию нет никакой возможности.

Те, кто начал орать на всех углах о том, что сербы предатели, эти люди просто даже не удосужились посмотреть на карту. Хотя бы одним глазком. А вот если бы такое произошло, то эти господа открыли бы для себя очень интересную особенность Сербии – у нее нет общей границы с Россией. И выхода к морю тоже нет.

Внимание, вопрос: а как бы в таком случае Су-35 попали бы в Сербию? Ах, на крылышках прилетели бы… Да, говорят, самолеты умеют такую опцию – летать. Вот только чтобы прилететь в Сербию и сесть там, необходимо спросить разрешения у стран, через воздушное пространство которых им придется лететь. У Сербии, повторюсь, нет выхода к морю, это значит, нет выхода к нейтральным коридорам, по которым можно было бы проскочить.

Не уверен за Македонию и Боснию с Герцеговиной, но вот все остальные страны явно не стали бы пропускать через свое воздушное пространство российские самолеты. Это касается и членов НАТО Болгарии, Румынии, Австрии и Греции, да и все эти осколки бывшей Югославии тоже не очень-то и самостоятельны.

Уверен, что там, где не наши, все было предусмотрено и все лица были извещены, что случится в том варианте, если Россия начнет поставку своих вооружений в Сербию.

Хотя там сильно не надо было напрягаться, и так понятно, что закрыть порты и воздушные пространства для российских поставок санкциями – это проще простого. И можно очень громко возмущаться различными негативными особенностями, присущими сербам, но вот на вопрос как доставить технику в Сербию, ни один крикун толком ничего не ответил. Что в целом логично, ибо орать это одно, а мешки ворочать – совершенно другое.

Но независимо от того, как развиваются российско-сербские отношения, приобретать российское оружие стало гораздо сложнее с тех пор, как Запад ввел санкции против России. Дело не только в том, что стало намного сложнее покупать новые истребители, например, но и в том, что источник запасных частей для существующих самолетов, по сути, стал проблемным. А если говорить о капремонтах и модернизациях, то здесь да, с Россией очень непросто стало работать. Особенно в Европе. Да и по другим регионам США тоже давят так, что мало не кажется никому. Последствия этого давления проявляются в изменениях в закупках самолетов по всему миру, чего тут говорить.

Потому, когда тебе нужно оружие, а взять его не особо есть где – приходится искать альтернативу. К сожалению, авиационная техника – это самая сложная техника в мире до сих пор и самая капризная.


Вертолет H215 сербской полиции, пролетает над аэропортом Никола Тесла в Белграде

До появления интереса к «Рафалю», Сербия успела приобрести три средних вертолета Airbus H215 и девять легких многоцелевых вертолетов H145M, а также пару турбовинтовых транспортных самолетов C295 для своих вооруженных сил и полиции. Надо в этом видеть злой умысел? Слабость? Предательство?

Нет. Вижу пока просто невозможность осуществить контракты такого плана. Сербия, увы, это не Иран. Это в Тегеран самолеты своим ходом махнули над Каспием, и никаких проблем. И боевые могут, и транспортные. А в Белград – извините, турки возят. Из Белграда в Анкару, а уже оттуда в Москву, например. И другого пути нет. А боевой самолет перегнать – увы. И транспортником не доставить тоже, не пропустят. Ну а моря, как я уже сказал, в Сербии пока не предвидится. И болгары с румынами, сами понимаете, не помощники.

Не знаю, как относится к тем, кто ором орет на сербов. Вариантов-то всего два: либо остаться без современного оружия, что совершенно не вариант в такое время, либо покупать там, где оно есть.

Запад смог выключить Россию из списков поставщиков оружия для многих стран, это факт. Однако, ситуация такова, что это идет только на пользу, потому что деньги от партнеров – это хорошо, но на Украине воюют не деньгами, а техникой и боеприпасами. И все, что производят наши заводы, все это больше нужно там.

Ничего страшного в принципе, ну полетают сербы на «Рафалях». Потом будут у них Су-35СМ или что-то еще, но до этого надо решить главную проблему – проблему Украины.

Вот, собственно, все, что мы хотели сказать в отношении вроде бы странного такого контракта на покупку «Рафалей» Сербией.
133 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    16 апреля 2024 04:51
    В статье слишком много воды и эмоций. Что касается этого:
    получается очень интересная картина: Сербия, друг-союзник в Европе, наверное, один из последних, и вдруг делает такой финт, покупая французские «Рафаль».
    , то давно пора понять, что постоянных союзников не существует, а существуют интересы страны. Несколько лет назад Сербия приобрела не наш ЗРК С-400, а китайский НQ-22. Выводов сделано не было.
    1. +4
      16 апреля 2024 05:02
      Цитата: Tucan
      В статье слишком много воды и эмоций. Что касается этого:
      получается очень интересная картина: Сербия, друг-союзник в Европе, наверное, один из последних, и вдруг делает такой финт, покупая французские «Рафаль».
      , то давно пора понять, что постоянных союзников не существует, а существуют интересы страны. Несколько лет назад Сербия приобрела не наш ЗРК С-400, а китайский НQ-22. Выводов сделано не было.

      видимо некоторые не понимают,что Сербия не граничит с Россией, и доставить что либо туда очень сложно. Ну не пропустили бы из России С-400,неужели не понятно ? нужно обязательно разжевать и в рот положить ? сами "выводы" делайте.
      1. +4
        16 апреля 2024 05:07
        Да вы, что? Может прежде чем "разжевывать" стоит поинтересоваться, когда Сербия отказалась от С-400 и купила китайский ЗРК?
        1. +2
          17 апреля 2024 20:33
          Вы не способны найти эту информацию в сети? Она не секретная и источников - масса. А от С-400 Сербия отказалась потому, что хотела получить ее безвозмездно. т о есть даром. Москва почему-то не согласилась...
      2. -7
        16 апреля 2024 05:39
        Цитата: Аэродромный
        Ну не пропустили бы из России С-400,неужели не понятно ? нужно обязательно разжевать и в рот положить ? сами "выводы" делайте.

        А что, Черногория выход к морю потеряла?
        1. +16
          16 апреля 2024 06:13
          Черногория выход к морю не потеряла. Но Черногория - член нато с 2017 года и продукцию впк России не пропустит.
      3. +2
        16 апреля 2024 11:10
        А по Дунаю нельзя, нет ? Тогда еще войньi не бьiло.
        1. 0
          16 апреля 2024 12:15
          А по Дунаю нельзя, нет ?
          stankow(stan) браво! Вопрос в самую точку. Почему автор (Р. Скоморохов) не учитывает этот вариант доставки? Река Дунай имеет международно-правовой статус, определяющий правила судоходства для всех стран и судов под их флагом. Россия, как приемник СССР входит в список придунайских стран, даже не имея прямого выхода к его берегам. Но пусть даже для РФ сейчас невозможно будет договориться с проходом своих судов по Дунаю до Белграда... Самому то Белграду (Сербии), кто может запретить возить на своих речных судах любые транзитные грузы, если они не входят в перечень запрещенных к транспортировке? Тут единственное сомнение, а входит ли в запрещенный список грузов вооружение для самих самолетов. Вот тогда действительно, какой смысл везти по Дунаю самолеты, если нельзя провезти для них ракеты. Но Сербия разве не в состоянии сама производить авиационные ракеты пусть и по нашей лицензии. Может стоит изучить и рассмотреть вариант Дуная?
        2. +1
          16 апреля 2024 12:27
          И ещё, в дополнение ... Помните была дискуссия о возможной доставке двух английских патрульных катеров Украине, которые не пропустит Турция через Босфор из-за Монтрё? Тогда некоторые предлагали доставить их, по системе рек и каналов через ФРГ и по Дунаю до Одессы. ..
          Так вот, в Конвенции по судоходству на Дунае есть пункт, запрещающий проход военных кораблей иностранных государств без соответствующего разрешения придунайских стран. И тут на пути этих катеров, могла стоять Сербия, не дав такого согласия. Поэтому данный вариант даже не пытались реализовать, а катера так и стоят в Портсмуте и к ним готовят украинские экипажи. А что, будет у Украины свой пункт МТО в Великобритании... Лафа кому повезет там служить
          Сербия же торгует своим оружием по всему миру, значит она как-то вывозит его за пределы страны, так почему нельзя ввозить к себе?
          1. +2
            16 апреля 2024 13:12
            Главное, чтоб сербы не "торганули" старыми МИГами на Украину или каким-нибудь "посредникам", вот это будет фокус !!!
            1. +2
              17 апреля 2024 00:07
              Боюсь, это давно уже свершившийся факт.
    2. 0
      17 апреля 2024 13:57
      Не упрощайте, кроме технических аспектов есть еще и ценовые.
    3. 0
      22 апреля 2024 16:29
      В политике нет друзей и врагов, а есть взаимовыгодные и невыгодные торогово-рыночные отношения. Как бы вам не нравилось. Кто-то скажет шкурничество, а кто-то скажет нет
  2. +14
    16 апреля 2024 04:56
    Все эти слова "братский народ, союзники, дружба" -в политике имеют вес 0.
    Как сказал классик политики: "нет союзников, есть интересы". Александр Третий понимал, что только армия и флот союзники России, остальное болтовня. И кто верит в эту болтовню, тот оказывается втянутым в СВО
    1. +2
      16 апреля 2024 05:51
      Цитата: Мекей Иптышев
      Все эти слова "братский народ, союзники, дружба" -в политике имеют вес 0.

      Вот болгары - настоящие братушки! good Мы их отвоевали у османов, дали суверенитет. на Берлинском конгрессе им тут же территорию урезали, признали только автономию и на протяжении 30 лет мы единственные кто признавал Болгарию как независимое государство. А во времена СССР они, вообще, два раза просились в состав Союза как 16-ая республика! Но!!! При всём этом, в обоих мировых войнах воевали против нас, после распада Варшавского договора и СЭВ, тут же вошли в НАТО и ЕЭС. И ведут соответствующую политику - блокировали наши южные потоки и помогают Украине. А в случае Третьей Мировой ОПЯТЬ будут воевать против нас! fellow
      1. +9
        16 апреля 2024 07:31
        Цитата: AllX_VahhaB
        Вот болгары - настоящие братушки! Мы их отвоевали у османов, дали суверенитет. на Берлинском конгрессе им тут же территорию урезали, признали только автономию и на протяжении 30 лет мы единственные кто признавал Болгарию как независимое государство. А во времена СССР они, вообще, два раза просились в состав Союза как 16-ая республика! Но!!! При всём этом, в обоих мировых войнах воевали против нас, после распада Варшавского договора и СЭВ, тут же вошли в НАТО и ЕЭС. И ведут соответствующую политику - блокировали наши южные потоки и помогают Украине. А в случае Третьей Мировой ОПЯТЬ будут воевать против нас!

        если Вы чего то от кого то ожидали, а он повел себя по другому-это не его проблема, а Ваша неправильная его оценка и завышенные ожидания.. и Ваш коммент доказывает, что многие до сих пор не понимают, что в политике нет друзей и чего то ожидают от кого-то, по детски обижаясь, что действует по своим интересам, а не "дружбе великой".. страны- не люди, неужели Вы не в курсе? у них есть интересы, а не любовь и дружба, и это нормально вообще то hi
        1. +5
          16 апреля 2024 07:37
          Цитата: советник 2 уровня
          если Вы чего то от кого то ожидали, а он повел себя по другому-это не его проблема, а Ваша неправильная его оценка и завышенные ожидания..

          Я то, как раз, ни от кого и ничего не жду. Болгарию ( и болгар) я привёл как пример как в реальности всё и происходит. Поэтому ожидать надо самого наихудшего и думать о ком то точно так же. И не будешь разочарован! yes
          Цитата: советник 2 уровня
          страны- не люди, неужели Вы не в курсе?

          А вот здесь с вами не соглашусь! Люди в этом аспекте, ни чем не отличаются от стран! "Своя рубашка ближе к телу" у всех!
          1. +7
            16 апреля 2024 07:43
            Цитата: AllX_VahhaB
            А вот здесь с вами не соглашусь! Люди в этом аспекте, ни чем не отличаются от стран! "Своя рубашка ближе к телу" у всех!

            т.е. те же правительства принимают решения исходя из эмоций, а не разума - по Вашему? а страна это типа существо с эмоциями- сильно.. laughing такая страна, где мыслят эмоциями-обречена.. примерно как РИ, вписавшаяся в ПМВ на эмоциях-спасти братушек..
            1. +1
              16 апреля 2024 08:48
              Цитата: советник 2 уровня
              т.е. те же правительства принимают решения исходя из эмоций, а не разума - по Вашему? а страна это типа существо с эмоциями- сильно.. такая страна, где мыслят эмоциями-обречена..

              Вы совсем не понимаете что я пишу? Где у меня хоть слово про эмоции есть? "Своя рубашка ближе к телу", это как раз таки не про эмоции, а про холодный расчёт!
              Цитата: советник 2 уровня
              примерно как РИ, вписавшаяся в ПМВ на эмоциях-спасти братушек..

              Эту мульку в газетах разгоняли, для поднятия духа патриотизма и загнании стада в окопы! А на самом деле РИ вписалась в ПМВ потому что кучу бабок союзникам торчало, в особенности Франции! Там другого варианта просто не было!
              1. +5
                16 апреля 2024 09:09
                Цитата: AllX_VahhaB
                Вы совсем не понимаете что я пишу? Где у меня хоть слово про эмоции есть? "Своя рубашка ближе к телу", это как раз таки не про эмоции, а про холодный расчёт!

                я понял.. просто к чему Вы тогда изначально про "братушек" речь завели, с стиле как изложили- сразу было непонятно без доппояснений, что это такой вид сарказма, а не реальная "обида" на их поведение.. hi
                Цитата: AllX_VahhaB
                А на самом деле РИ вписалась в ПМВ потому что кучу бабок союзникам торчало, в особенности Франции!

                тут соглашусь, исторически все войны, так или иначе связаны с деньгами или иными "плюшками"..
                1. -1
                  16 апреля 2024 09:11
                  Цитата: советник 2 уровня
                  я понял.. просто к чему Вы тогда изначально про "братушек" речь завели, с стиле как изложили- сразу было непонятно без доппояснений, что это такой вид сарказма, а не реальная "обида" на их поведение..

                  Да, "братушек" надо было в кавычки взять... Просто имел ввиду, что не надо никого братушками считать и исходя из этого и того что вы для кого то, чего то, когда то сделали... что-то ожидать в ответ... hi
            2. +3
              16 апреля 2024 09:29
              Чушь что РИ вписалась в ПМВ на эмоциях, там были волне себе меркантильные экономические рассчеты конкретных капиталистических групп... А байки про "защитим братушек" это всё для кормления населения, так как за братушек народ можно заставить идти воевать, а за интересы капиталистов уже проблематично
      2. +4
        16 апреля 2024 09:26
        Не помню про Первую Мировую, но во вторую мировую они против нас не воевали!!! Да они были союзниками Германии, но своих войск против СССР не посылали. А посылали против греков и тех же югославов
        1. -1
          16 апреля 2024 09:41
          Цитата: Михаил Кривопалов
          но во вторую мировую они против нас не воевали!!!

          Что значит "не воевали"? 1 марта 1941 года Болгарское царство присоединилось к Тройственному пакту (оси). Непосредственно болгарские солдаты не принимали участия в боевых действиях на территории СССР. Болгария даже дипломатических отношений с нами не разорвала (единственная из стран Оси)ю Но! Участие Болгарии в оккупации Греции и Югославии и военные действия против греческих и югославских партизан высвободили немецкие дивизии для отправки на Восточный фронт. Дополнительно, в 1941 и 1942 болгарский генштаб направил несколько военных миссий из высокопоставленных офицеров генштаба, посетивших оккупированные земли СССР. Кроме того, были переоборудованы порты Варна и Бургас для размещения боевых кораблей Германии, которые действовали с них в Чёрном море . А так же переоборудованы имеющиеся и построены новые аэродромы с которых действовала авиация Люфтваффе. Про экономическую составляющую вклада в Третий Рейх говорить не будем...
          Это по вашему не война?
          1. +1
            16 апреля 2024 10:52
            А Беларусь с Украиной сейчас воюют?
            1. -2
              16 апреля 2024 10:55
              Цитата: Бюрер
              А Беларусь с Украиной сейчас воюют?

              Немного не та аналогия.
              А НАТО с нами сейчас воюет?
              1. +1
                16 апреля 2024 10:59
                Нет, как и Беларусь с Украиной, и как Болгария с СССР
                1. -3
                  16 апреля 2024 11:02
                  Цитата: Бюрер
                  Нет, как и Беларусь с Украиной, и как Болгария с СССР

                  Не соглашусь с вашим оценочным суждением. Каждый остался при своём мнении... hi
          2. Комментарий был удален.
        2. +1
          16 апреля 2024 19:29
          Цитата: Михаил Кривопалов
          Не помню про Первую Мировую, но во вторую мировую они против нас не воевали!!! Да они были союзниками Германии, но своих войск против СССР не посылали. А посылали против греков и тех же югославов

          Что позволило немцам и их союзникам высвободить части для отправки на Восточный фронт request
          1. +2
            16 апреля 2024 22:14
            Цитата: Старший матрос
            Что позволило немцам и их союзникам высвободить части для отправки на Восточный фронт

            Человек же написал - это Другое!
      3. +4
        16 апреля 2024 09:40
        Там на самом деле все сложнее, исторически в конфликтах на Балканском полуострове Россия поддерживала сербов, в то время как болгары воевали с ними за господство в регионе, отсюда и получается что Россия косвенно была союзником сербов и соответственно противником болгаров.
        1. +2
          16 апреля 2024 12:43
          Россия поддерживала сербов, в то время как болгары воевали с ними за господство в регионе,

          Так и было, вы правы! Но не сразу, а лишь во 2-ю Балканскую войну, когда прежние "союзнички" Сербия и Болгария, победившие вместе Турцию в 1-й войне, стали делить отвоеванное у турок.
          И вот тут, Россия поддержала Сербию с её великосербскими замашками на все Балканы и даже часть Австрии... Именно тогда болгары посчитали себя преданными и стали якшаться с Германией, которая обещала им помочь во всём.
          1. +3
            16 апреля 2024 13:30
            До Первой мировой была Сербско-Болгарская война 1885 года, где Россия не поддержала болгар, несмотря на то что это именно сербы напали на болгар, а сербский король Милан I Обренович по факту был марионеткой австрийского генштаба, как и вся Сербия вплоть до смещения династии Обреновичей в 1903 году.
            1. +2
              16 апреля 2024 13:46
              Да, Дмитрий, я о том же... что надо знать все причины предательства "братушек" болгар, почему они оказались по другую сторону в обе Мировые войны. Я в свое время задался этим вопросом, не удовлетворяясь советской пропагандой, из которой невозможно было понять, как такое случилось. Ведь у нас в СССР не любили поднимать эту тему, ради дружбы народов. А Югославия с особый позицией Тито, всегда считалась более враждебной, чем Болгария с её двумя Мировыми войнами против нас. Благо сейчас можно свободно найти любую научно-историческую литературу и прояснить для себя этот момент.
              1. +1
                16 апреля 2024 16:46
                Tito was a Croat that fought against Serbs in WW1 lol, and he formed Yugoslavia in a way to limit and eventually diminish influence of Serbs, which happened at the end. He turned his back to USSR early on and was a target of Stalin for quite some time. Also Bulgarians did total terror against civilians in Serbia during ww1&2 in a way that can not be forgot
                1. 0
                  17 апреля 2024 07:04
                  mocnijogurt(Mocnijogurt), вы говорите о геноциде болгарами сербов в обе Мировые войны. Я не стану заступаться за болгар, но скажу, что не всякие военные действия считаются геноцидом, даже если страдает гражданское население. Это пока называю военными преступлениями, но не геноцидом. Не думаю. что Болгария ставила себе целью уничтожить сербов, как нацию. Просто между этими странами шла борьба за территорию и особенно за Македонию, где третьим важным претендентом была Греция с её историческими правами со времен Александра Македонского...
                  Так что "табуреток" там наломали все, а классик (Пушкин) назвал все это - "вечным спором славян между собою", хоть и имел ввиду поляков с русскими.
          2. 0
            25 апреля 2024 22:04
            that is not true, serbia never wanted a part of austria, don't forget that the serbian army liberated parts of croatia and slovenia, the biggest mistake is that the stupid serbian king wanted to create a single state of southern slavs, that's how the kingdom of serbs, croats and slovenes was born, so then the Kingdom of Yugoslavia, and after the Great Patriotic War and the victory of the false communists under the leadership of the Austrian corporal Tito, the Socialist Federal Republic of Yugoslavia, the Serbs are the ones who lost the most by the creation of quasi-states with Croats and other vermin
      4. -1
        16 апреля 2024 11:12
        AIIX У вас понимание Балкан примерно как у аборигена - хоккей. Не пишите, PLS !
        1. 0
          16 апреля 2024 12:47
          Цитата: stankow
          AIIX У вас понимание Балкан примерно как у аборигена - хоккей.

          Да вы что! belay Какая трагедия! Ай-яй-яй crying А у США, когда они Югославию бомбили, глубокое понимание балканских хитросплетений было? Однако это не помешало ИМ весь регион под себя положить! Черногорию оторвали, скоро и Сербию под себя подомнут! А где все те, кто с глубоким пониманием Балкан? wassat
          Цитата: stankow
          Не пишите, PLS !

          Вот вашего разрешения, как раз, забыл спросить...
          1. 0
            Вчера, 22:47
            Не разрешение, просьба у меня. Не пишите, а то вводите в заблуждение читателей !
      5. +1
        16 апреля 2024 22:33
        Мы их отвоевали у османов, дали суверенитет. на Берлинском конгрессе им тут же территорию урезали, признали только автономию и на протяжении 30 лет мы единственные кто признавал Болгарию как независимое государство.

        то есть вписались исключительно за болгар, а потом слегка увлеклись и войска оказались случайно около Константинополя...
        кстати не пробовали посчитать о российской политике в Б. тогда ? весьма интересно кстати, может меньше претензий бы было у вас.
        1. -2
          16 апреля 2024 23:30
          Цитата: george.old
          то есть вписались исключительно за болгар, а потом слегка увлеклись и войска оказались случайно около Константинополя...
          кстати не пробовали посчитать о российской политике в Б. тогда ? весьма интересно кстати, может меньше претензий бы было у вас.

          Да что-ж такое то! Почему всё время не правильно понимают мои тексты? wassat Мы не "вписались исключительно за болгар". Мы, как это и следует, преследовали (сорян за тафталогию) исключительно свои интересы! И, по ходу, так получилось, что освободили болгар и дали им независимость! Но это не меняет того, что мы дали им суверенитет, который на Берлинском Конгрессе отобрали европейцы. Точно так же как во время Второй Опиумной войны наши войска, исходя из сугубо шкурных интересов РИ, заняли Пекин! И тем самым не дали британской армии разбомбить его в хлам!
          1. Комментарий был удален.
            1. -1
              17 апреля 2024 00:00
              Цитата: george.old
              балканской кампании как по мне военные РИ имели результаты, а вот потом политики РИ их просрали и я бы сильно болгар не обвинял...

              А это, вообще то, наша национальная традиция - вначале военные всё выигрывают, побеждают, а потом политики\дипломаты всё это успешно просирают! Единственное исключение (подтверждающее правило) это когда мы у Цинского Китая Приморье отжали, на ровном месте! laughing
            2. -1
              17 апреля 2024 00:03
              Цитата: george.old
              и я бы сильно болгар не обвинял...

              Да я их и не обвиняю, просто констатирую факт, что они, как и подавляющее большинство других народов " политические прости..... Господи" wassat
      6. +1
        18 апреля 2024 00:22
        Цитата: AllX_VahhaB
        Цитата: Мекей Иптышев
        Все эти слова "братский народ, союзники, дружба" -в политике имеют вес 0.

        Вот болгары - настоящие братушки! good Мы их отвоевали у османов, дали суверенитет. на Берлинском конгрессе им тут же территорию урезали, признали только автономию и на протяжении 30 лет мы единственные кто признавал Болгарию как независимое государство. А во времена СССР они, вообще, два раза просились в состав Союза как 16-ая республика! Но!!! При всём этом, в обоих мировых войнах воевали против нас, после распада Варшавского договора и СЭВ, тут же вошли в НАТО и ЕЭС. И ведут соответствующую политику - блокировали наши южные потоки и помогают Украине. А в случае Третьей Мировой ОПЯТЬ будут воевать против нас! fellow

        Извините Александр, но в который раз уже повторяю. В ВМВ Болгария против СССР НЕ ВОЕВАЛА!!! Да и в ПМВ воевала против РИ только ПОСЛЕ НАПАДЕНИЯ Румынии и РИ на Болгарии в 1916-ом году!!! Да Болгария была СОЮЗНИКОМ Германии в обе войны, но быть союзником и воевать ето две БОЛЬШИЕ разницы. И во ВОВ СССР ОБЬЯВИЛ войну Болгарии 5.09.1944 и красная армия дошла до Софии без ЕДИНОГО выстрела и везде ее встречали цветами. И если и Руская федереция будет относится к Болгарии также то к сожалению через 1-2 поколения уже большинство болгарского населения будет русофобами. Сейчась русофобами всего около 20% из которых молодые люди большинство. Где-то 10-12% им все равно, а вот около 70% все равно русофилы. Не знаю что РФ надо делать, но очень не хотелось бы чтоб со временем пин…сам удалось сделать из моего народа евросволочей. Но если так пойдет и дальше через 40-50 лет когда мое поколение уйдет в иной мир ето произойдет.
        Насчет блокирования потоков ето правда. А что хотите от ставлеников ...кого посолства? И помощ Усраины из той же оперы. И не построение двух енергоблоков (уже проплаченных и доставленых) в Белене по цене 5 млрд. лева вместе, а вот ети мягко говоря свол..чи подписали договор на двух реакторов от Уесингхаус за (заметте) 14 млрд. но без уточнения евро или доларов и ето при том что дешевейший реактор Уестингхаус стоил 30 млрд. доларов!!! Последнее правителство сформировали ИМЕННО под давлением Фашингтона. И министры нарушили закон передав Усраине "Гвоздики", хотя народное собрание (из тех же партий) проголосовала только насчет 100 БТР-60ПБ из запасников МВД (МВР по болгарски).
  3. +4
    16 апреля 2024 05:00
    Потом будут у них Су-35СМ

    Что, Сербия к морю выйдет?
    А если как-то купят, Рафали без запчастей не останутся?
  4. KCA
    -4
    16 апреля 2024 05:04
    А как-же подаренные Россией 6 МиГ-29 пролетели в Сербию? Они суперстелс и их никто не заметил? Снять крылья и силами ВТА доставить нивкак? Чо за бред? Если очень хочется, то можно сделать что угодно, о Искандерах в Калининграде узнали только из репортажей по российскому ТВ
    1. +2
      16 апреля 2024 05:33
      Это было давно, задолго до.
      1. KCA
        -2
        16 апреля 2024 06:17
        В 2018, задолго до СВО, но уже с Крымом, поддержкой ЛДНР и санкциями
    2. -9
      16 апреля 2024 06:14
      Во-первых МиГ-29 были переданы Сербии ещё до начала полномасштабной войны, а Искандеры могли прибывать морем (открою для вас секрет - Калининград имеет выход к Каспийскому морю, а значит - к нейтральным путям переброски вооружений), либо по воздуху. Неужели так сложно догадаться?
      1. +8
        16 апреля 2024 06:44
        Цитата: DoctorRandom
        открою для вас секрет - Калининград имеет выход к Каспийскому морю

        У Калининграда выход к Каспийскому морю? Да, вы не только открыватель секретов, но и совершаете великие географические открытия! good
        1. +2
          16 апреля 2024 07:05
          Опечатался, и сразу вылезла кучка троллей. Жаль конечно, что небольшая опечатка не влияет на суть моего сообщения.
      2. 0
        16 апреля 2024 06:52
        Цитата: DoctorRandom
        (открою для вас секрет - Калининград имеет выход к Каспийскому морю

        А к Карибскому морю он выхода не имеет?
        1. -2
          16 апреля 2024 19:32
          ну тогда и к морю братьев Лаптевых !!!
  5. +7
    16 апреля 2024 05:09
    Все это, только намного более кратко, я писал вчера при обсуждении этой же темы. Заминусовали "квасные патриоты".
    Между тем в материале автора явно сквозит озабоченность за судьбу сегодняшней Сербии. Да, это буквально дружественный островок в окружении "заклятых друзей" России.
    И насколько долго продлится эта наша дружба- предсказать не возьмётся ни один политик.
    Тут либо Запад "дожмёт" русофильство сербов, либо Россия веско и действенно покажет себя другом Сербии.
  6. -3
    16 апреля 2024 05:27
    Не знает Вучич историю с французскими радарами Садама Хуссейна в нужный момент отказавшиеся работать...наивный индеец. smile
    1. +11
      16 апреля 2024 06:45
      Цитата: Леха с Андроида.
      Не знает Вучич историю с французскими радарами Садама Хуссейна

      Чушь это собачья! Дистанционно удалось заблокировать иракские телекоммуникационные системы, но не радары. Которые к тому же в большинстве своём были советскими.
      1. +7
        16 апреля 2024 10:33
        Чушь это собачья
        Да тут многие, знают о тех войнах, исключительно из передач Прокопенко по РЕН ТВ)))У них там предатели генералы,радары.Все что в уши пропаганда налила все съели квасные hi
  7. +2
    16 апреля 2024 05:31
    А зачем Сербии вооружения?
    В достаточном количестве она его приобрести и использовать не сможет, в случае любого лишнего движения супротив Запада, её шапками закидают, а так это просто дорогая игрушка.
    Главное что бы "старые" МиГи и прочие вооружения к ххлам не попали.
    1. +5
      16 апреля 2024 06:20
      Цитата: 75Сергей
      Главное что бы "старые" МиГи и прочие вооружения к ххлам не попали

      О-о-о!!! Да похоже вы в самый корень посмотрели!
  8. +9
    16 апреля 2024 05:34
    К сегодняшним эмоциям и благородству русских следует адресовать поступки России спасая когда то православных на Балканах. С тех пор много воды утекло . Освобождённые тогда там православные скоро стали в строй недругов в России , а в самой России православие скоро тогда и вовсе было определено в стан изгоя .Так что логично делать вывод , что сказка про братьев православных славян - это для рядовых , а для политиков - это интересы . Кстати Ельцинская Россия выйдя из состава СССР в 1991 году бросила за пределами России на произвол судьбы 20 000 000 в основном православных русскоязычных Россию любящих и ей преданных людей и только в 2014 в Крыму и 2022 на Донбассе додумалась их спасть . А из осколков большой Югославии и из большого Варшавского договора фактически недругами окружённая Сербия понимает , что если России своих спасать так с трудом получается ,те сербов Россия сейчас точно вряд ли спасёт . В Сербии вообще парадокс . Там прорусское старшее поколение и простые люди , но там прозападная молодёжь и большинство политиков.
    1. KCA
      0
      16 апреля 2024 06:24
      На футбольные матчи ходит исключительно старшее поколение? Думаю, наоборот, молодёжь, они даже на матчах своего чемпионата, а не с участием сборной или команд России вывешивают флаги "Крым - Россия, Косово - Сербия", но вот руководство в Сербии того, болтается с востока на запад
    2. Eug
      0
      16 апреля 2024 06:30
      Про геополитическую ориентацию населения - это и про Украину тоже...по крайней мере про ее часть.
    3. 0
      16 апреля 2024 09:58
      Там прорусское старшее поколение и простые люди , но там прозападная молодёжь и большинство политиков

      в принципе так же, как и у нас в стране!
  9. +7
    16 апреля 2024 05:49
    «Рафаль» для Сербии – предательство или вынужденная мера?
    Хватит пропагандистских штампов. Надо смотреть на все вещи реально. Сербия, страна, находящаяся в труднейшем экономическом, политическом и военном положении, и она стремиться всячески проводить свой, национальный политический курс. Ей надо чем то защищать такое свое движение.
    1. -4
      16 апреля 2024 09:57
      Ей надо чем то защищать такое свое движение.

      от кого ? и в чем состоит защита? wink
      1. +4
        16 апреля 2024 10:33
        Цитата: Владимир80
        от кого ?

        А Вы считаете, что не от кого? Четверть века назад история показала, что есть от кого...
        Цитата: Владимир80
        и в чем состоит защита?

        Как у любого самостоятельного Государства - политическим и военным путем, при необходимости...
        1. -2
          16 апреля 2024 10:58
          Четверть века назад история показала, что есть от кого...

          Купили самолеты у страны нато ,чтобы защищаться от нато, в которое вступят после вступления в евросоюз... европейская логика, однако!
          1. -1
            16 апреля 2024 11:41
            Цитата: Владимир80
            Купили самолеты у страны нато ,чтобы защищаться от нато,

            А ничего не изменилось, в момент агрессии НАТО на вооружении Югославской армии так же хватало НАТОвского оружия.
            К слову Босния и Герцеговина, на территории которой находится Республика Сербска, в НАТО не входи...
    2. 0
      16 апреля 2024 12:58
      Цитата: svp67
      Сербия, страна, находящаяся в труднейшем экономическом, политическом и военном положении, и она стремиться всячески проводить свой, национальный политический курс

      Это все понятно. Главное, чтобы для лучшей проводки своего курса сербы на Украину освободившиеся МиГи не передали. В общем, лишь бы не увлекались...
  10. Комментарий был удален.
  11. +7
    16 апреля 2024 06:02
    А что нам от Сербии, кроме того, что они хорошие ребята? Баз, как я понимаю нет, шпионского гнезда а-ля Лурдес тоже нет, центра влияния нет (вспоминают что "нас и русских 150 миллионов" только при появлении условного паяльника вблизи от от условного причинного места) в войну в случае чего за нас, как Тувинская республика за СССР в 41м не вступят, какого то особенного экономического взаимодействия нет... Ну и пусть себе живут как им нравится, мы за них порадуемся, "Рафаль" им попутным ветром. Румыны, вон тоже православные.
    1. +1
      16 апреля 2024 12:18
      Цитата: mark1
      А что нам от Сербии, кроме того, что они хорошие ребята? Баз, как я понимаю нет, шпионского гнезда а-ля Лурдес тоже нет, центра влияния нет

      Там куча всего принадлежит Газпрому. По моему газпром контролирует нефтедобычу, нефтепереработку и продажу нефтепродуктов. И еще так по мелочи, что-то. Плюс, сейчас вроде нет, но недавно через сербскую нефтегазодобывающую компанию газпром имел проекты на шельфе Анголы, возможно еще где то, возможно и сейчас что то имеет.
      Если бы не это, кстати, возможно Сербия уже давно на нас положила бы. И ее трудно было бы за это винить, союз с Россией сейчас очень токсичен. И во многом это наша вина.
  12. -11
    16 апреля 2024 06:05
    Подумали бы сербы у кого покупать. Наверняка эти истребители с подвохом и там зашиты какие-нибудь "бэкдоры". Ну это их дело
  13. 0
    16 апреля 2024 06:16
    Цитата: KCA
    А как-же подаренные Россией 6 МиГ-29 пролетели в Сербию? Они суперстелс и их никто не заметил? Снять крылья и силами ВТА доставить нивкак? Чо за бред? Если очень хочется, то можно сделать что угодно, о Искандерах в Калининграде узнали только из репортажей по российскому ТВ

    Маловероятно, что самолеты ВТА пропустят окружающие Сербию страны, через что лететь? Калининградская область имеет выход к морю и хороший порт. По морю и доставили. Сербия не имеет.
  14. Eug
    -5
    16 апреля 2024 06:27
    И что ж "партнер" Эрдоган, не пропустит СЕРБСКИЕ борта в СЕРБИЮ? Но в главном согласен - ПОКА это не предательство, предательство будет, когда эти самолеты окажутся у Украины - "в зачет" платежей за Рафали...
    1. -2
      16 апреля 2024 09:55
      предательство будет, когда эти самолеты окажутся у Украины - "в зачет" платежей за Рафали...

      +100!
  15. +1
    16 апреля 2024 06:44
    If you are a Russian, there is nothing to cheer about the Serbian Rafael deal. Strategically it is not a good news for Russia. The influence of NATO or any other western nation, starts step by step.

    Through Rafael, NATO can bribe the entire Serbian cabinet of ministers. Corruption starts step by step.

    The Avionic software used in every western aircrafts are proprietory. It includes backdoors (softwares as well as hardwares) for later manipulations. NATO always put conditions for the supply of spare parts and ammunitions fitted on an aircraft manufactured in a NATO nation.

    Example: India
    Western nations heavily bribed Indian authorities for getting valuable military contracts. Russian companies were cornered in India. Until 2014, India was a moderately corrupt country. In 2024, India became the most corrupt country in the world. This was the outcome of the western influence. In 2024, even medicines manufactured in India are not reliable. The 1% of elites grabbed neary 60+% of Indias wealth.

    Because of only 2 french companies (Arianespace and Rafael), Russia lost dozens of contracts in India, worth billions.

    (a) Arianespace sabotaged the billion dollar Russia - India cryogenic engine projects.
    (b) Rafael sabotaged the billion dollar FGFA project.
  16. +10
    16 апреля 2024 06:49
    Обратила внимание вот на что. Больше всего комментариев собирают спорные публикации написанные откровенно малокомпетентными авторами. Впрочем, и грамотных комментариев к таким статьям не много.
    1. +6
      16 апреля 2024 10:02
      Контингент читателей заметно изменился. Возможно, это редакционная политика такая.
      1. +3
        16 апреля 2024 12:22
        Контингент читателей заметно изменился. Возможно, это политика такая.

        политика в подключении максимального количества ботов для симуляции дискуссии и поднятия рейтинга посещаемости...
    2. +5
      16 апреля 2024 13:32
      Больше всего комментариев собирают спорные публикации написанные откровенно малокомпетентными авторами.

      Это же классика кликбейта - не дать исчерпывающую информацию, а привлечь максимальное количество пользователей посетить страницу с материалом. Используются тизеры - сенсационные заголовки или привлекательные картинки для увеличения числа кликов. Метода перекочевала из желтой прессы и работает безотказно.
  17. Комментарий был удален.
  18. -2
    16 апреля 2024 07:22
    а сербы понимают что их самолеты или сразу уничтожат на земле или они взлететь не смогут если они что то поперек Европы и конкретно хотелок Франции сделать захотят?
    так что покупка этих самолетов это выброшенные деньги на ветер, покупали б тогда у Китая
  19. +1
    16 апреля 2024 07:50
    Сербов для того и отрезали от моря чтоб сделать их не состоятельными, уже давно и много об этом говорилось на западе. У нас народ особо не вникает что там происходит, а там страна задушана конкретно.
    1. 0
      16 апреля 2024 09:54
      там страна задушана конкретно

      Так задушена, что "безвиз" почти со всей европой... Я бы вместо "задушена" сказал бы "куплена".
    2. +5
      16 апреля 2024 10:00
      Сербия потеряла доступ к морю после отделения Черногории от Государственного Союза Сербии и Черногории в 2006 году.
      1. 0
        16 апреля 2024 17:12
        Russia tried to connect with Montenegro through big investments there (from which a lot of locals received a lot of money, like a lot), there were plans to invest in industry too, Montenegro even received offer to lease the port of Bar to Russia for hefty sum. That was a signal for the West and local president (he ruled for 30 years) took an opportunity overnight and signed access to NATO, and Montenegro became a part of collective NATO hive in express fashion. After that started a even stronger political pressure on everybody that declared as Serbian and on Serbian Orthodox church, and Montenegro moved away from Serbia while still having very large population that supports Serbia or they live in Serbia. But politically everything is resolved in that matter I would say. The thing is that as in Serbia, in Montenegro too there is a crucial part of nationalist orthodox Serbs or Serbian oriented Montenegrins , that are not in piece with everything that is happening, and that is factor to fear in region as it was shown during public Lithia in Montenegro in 2020
  20. +2
    16 апреля 2024 08:22
    Ладно доставить самолеты, их еще нужно произвести, а у нас производственные мощности заняты выпуском продукции для своего рынка, и то не хватает.
  21. -5
    16 апреля 2024 08:38
    Скорее тупост и разбазаривание денег. Против кого Сербии нужны эти самолеты? Против стран НАТО? Сожрут. Моржет против Косова? Опять сожрут, да и не нужны они.
  22. +2
    16 апреля 2024 09:07
    Итак, вопрос: а почему бы сербам не перестать валять дурака и не купить, скажем, наши Су-35СЭ, которые на голову лучше, чем «Рафали»? Да, по сравнению с МиГ-29, считай, заново все осваивать придется, самолет реально иного поколения, но все же российская техника сильно отличается от французской. В лучшую сторону.
    Хотелось бы более подробно на эту тему. А то Рафали обошли наших Сушек, причем уже, с фактически контрактами на руках, в Индонезии и Египте. Уж там с доступом к портам все нормально
  23. -7
    16 апреля 2024 09:17
    Я чего-то пропустил и Австрия уже в НАТО? Насколько знаю, когда в 50-х выводили войска союзников из Австрии, та била себя пяткой в грудь и взяла на себя письменные обязательства о строго нейтральном статусе. А насчет французской боевой авиации, спросите Хуссейна, у которого отключили эти французские петухи все самолеты при начале войны... И вообще, как свидетельствует опыт того же Вьетнама, пилотируемая авиация не окупается, в отличие от ПВО и БПЛА
  24. +5
    16 апреля 2024 09:37
    Сербия покупает 12 истребителей «Рафаль». Таких же, какие купила чуть раньше Хорватия, за примерно такую же стоимость: около трех миллиардов долларов.

    Хорваты купили Рафали за один миллиард евро ( то есть 83 млн за штуку), те же 12 штук.
    Сербы купили за 250 млн долларов за штуку (для сравнения Индия купила по 216 млн за штуку)
    Далеко не "за примерно такую же стоимость".
    Но пока статус Косова примерно такой же, как у Абхазии.

    Абхазию признали 5 государств- членов ООН.
    Кроме России это Сирия, Науру, Венесуэла и Никарагуа.
    Косово признали около сотни государств, включая большую часть Европы, США и Канаду.
    Отказались от признания такие государства как Науру, Сьерра- Леоне, Лесото, Сан-Томе и Принсипи, Коморы и аналогичные.
    Сейчас стоит вопрос о приёме Косово в ЕС.
  25. -5
    16 апреля 2024 09:51
    а почему бы сербам не перестать валять дурака и не купить, скажем, наши Су-35СЭ, которые на голову лучше, чем «Рафали»

    Сербия без 5 минут влилась в европейский содом (евросоюз). Покупка оружия у тех кто тебя бомбил 25 лет назад - символический акт верности будущим хозяевам.
    По большому счету, армия в евросоюзе давно не нужна (не будем рассматривать страшилки про "ахрессию" большой северной страны), поэтому кроме экономической составляющей прибыли военных корпораций смысла в самолетах нет ни-ка-ко-го.
  26. 0
    16 апреля 2024 10:22
    Самолеты им нужны видимо чтобы использовать натовское вооружение, участвовать в натовских учениях для показухи.
    Европейская техника не такая как наша, которую в хвост и гриву гоняют наши летчики, плюс есть обратная связь с заводами
    Наша техника не хуже будет, просто она не интегрирована в системы нато
  27. -3
    16 апреля 2024 10:30
    Все эти братушки и погубили империю, жили не тужили, османам дань платили, веру сохранили, а как ослаб хозяин от войны на многих фронтах, так кричать начали "Русија, помози!" или "Русия, помагай!" А когда надо было в ответ помочь, так нет, или с нацистами, или сами нацисты. А говорить, что народ не виноват, эта всё власти, так это самообман. Там же вроде демократия, народ выбирает.
  28. 0
    16 апреля 2024 10:46
    Нам сейчас самим Су-35 нужны: всётаки война...
  29. +2
    16 апреля 2024 10:55
    Для Сербии, которая в основном оперирует российским вооружением, шаг вроде бы довольно странный, и в редакцию прилетело сразу несколько статей от «рассерженных патриотов». Собственно, и в интернете полно вот этого: «нечего за них было впрягаться», «предатели», «тоженебратушки» и так далее.

    А если бы Сербия купила Су-35, то в редакцию тоже прилетело бы сразу несколько статей от «рассерженных патриотов» - "оружие нужно на фронте", "отняли у ВВС", "распродают Родину" и т.д.
  30. 0
    16 апреля 2024 10:57
    И важный момент: может сербам самолёт размерности Су-35 и не нужен, а МиГ-35 им не предлагали.
  31. -4
    16 апреля 2024 11:01
    Отчасти это даже хорошо, потому что потом в ходе очередных «дружеских» манёвров, можно будет пощупать технику врага или понять много в ходе учебных боев. Хотя конечно совсем отпускать с иглы нашего впк никого не стоит
  32. -5
    16 апреля 2024 11:08
    Странньiе заключения автора. По Дунае доставят конечно. Кто остановить российское судно ! Зто ж классический повод для войньi !
    1. +3
      16 апреля 2024 13:24
      По Дунае доставят конечно.

      Откуда Вас берут, таких альтернативно одаренных?
      Дунай протекает по территории Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Сербии, Болгарии, Румынии, Украины и Молдавии. Где грузиться будете?
      1. -1
        Вчера, 22:43
        Дунай не протекает по территории, а территории примьiкают к нему. Сам он является международньiй путь, свободньiй для плавания. Так кто остановить российское судно в международньiх водах ? Классический повод войньi дадут ? Грузиться будут в Рени и Измаиль. Скоро дружественньiми, а то и вовсю российскими будут.
        1. 0
          Вчера, 23:14
          Delirium oneiroideum - (от греч. oneiros - сон, сновидение). Делирий, характеризующийся сновидными сценическими галлюцинациями с фантастическим содержанием. Обратитесь срочно к профильному специалисту.
          1. -1
            Вчера, 23:16
            декабрист Подождем, посмотрим
            ................................. wink
  33. +4
    16 апреля 2024 11:28
    Был такой автор- Даманцев. По слову сразу можно было узнать. Но тот хотя бы писал на военно-технические темы. Скоморохов тоже узнаваемый, но прежде вмего ,как ранее упомянул коллега - по воде и по эмоциям. И ладно бы- эмоции. Роман - ну нельзя быть специалистом абсолютно по всему. Остановитесь! :))
  34. +4
    16 апреля 2024 11:34
    Ну наконец то, даже Скоморохов удосужился сказать правду о том, как западные санкции в итоге выключили весь экспорт военной техники из РФ.
  35. +5
    16 апреля 2024 11:51
    Сербия, друг-союзник в Европе, наверное, один из последних, и вдруг делает такой финт, покупая французские «Рафаль».
    - может быть, месье Скоморохов объяснит, в каком месте нам Сербия союзник в Европе, и какова его ценность, и в чём здесь предательство? Может, месье Скоморохов лично предложит Сербии готовые к экспорту Су-35С вместо французских истребителей?
    1. +5
      16 апреля 2024 13:06
      может быть, месье Скоморохов объяснит, в каком месте нам Сербия союзник в Европе, и какова его ценность, и в чём здесь предательство? Может, месье Скоморохов лично предложит Сербии готовые к экспорту Су-35С вместо французских истребителей?

      Это удар ниже пояса! Так нечестно!
      1. +3
        16 апреля 2024 17:29
        В ответ на такую провокацию можно и ниже пояса.
  36. +1
    16 апреля 2024 12:14
    Попытка, конечно, хорошая, но не защитывается. Давайте честно скажем, что если география и играет роль в этом решении, то явно не первую, как того страстно желает автор. Просто Вучич в своем репертуаре с "пробежкой между капелек" - и вроде интеграция с Европой, и бабок попилить и перед нами как-бы не виноват.
    Действительно, доподлинно неизвестно какие варианты прорабатывались в отношении наших изделий, и прорабатывались ли вообще, но вопреки мнению автора варианты есть - и поставка комплектов гражданским бортом с последующей сборкой, и закупка тех же "истинно индийский" МКИ, в общем как опыт показывает - было бы желание, а варианты найдутся.
    Да и подождать сербы могут - давайте честно, что МиГи, что Рафаэлло в таком количестве примерно одинаково бесполезны в плане кофликта с кем-то, особенно если этого конфликта на горизонте не видно даже в теории.
    А так имеем совершенно новую машину на которую переучивать всех, что в небе, что на земле, под которую создавать мат базу и закупать вооружения, и на выходе не понятно, что получится, ибо лягушатники, как справедливо автор заметил - во избежание, нормальную конфигурацию зажмут. Зато, как все политики любят, будет долго, много и дорого, так что погреться получится всем
  37. +1
    16 апреля 2024 14:13
    «Рафаль» для Сербии – предательство или вынужденная мера?

    Если Сербия передаст эти самолёты Украине, то однозначно предательство, а так вопрос спорный.
    1. +4
      16 апреля 2024 19:11
      Вы не совсем точно высказались. Рафали Вучич прикупил для своей армии, чтобы избавиться от старых МиГ-29. Которые то и могут в один прекрасный день случайно "перелететь" на Украину.
      Но Саша как всегда отбрешется.
  38. -7
    16 апреля 2024 15:58
    Ну и хорошо... Наши спецы в Рафалях поковыряюцца... Гля, какой-нить рафаль и к нам в разобранном виде отвезут)))
    1. +4
      16 апреля 2024 17:45
      Ну и хорошо... Наши спецы в Рафалях поковыряюцца...

      да-да, регулярно слышим эти псевдопатриотические сказки, если им верить то спецы "ковырялись" в цезарях, риперах, леопардах, химерсах и прочем... результат: "как обычно"
      1. -2
        17 апреля 2024 00:55
        А Вы знаете, что они там "наковыряли"? Они Вам докладывали?
        И я не про патриотизм. Если Вы не поняли иронии... Хотя, кто его знает... Может и поковыряются... Пока ещё ни один рафик не прилетел в Сербию
  39. +3
    16 апреля 2024 16:27
    Оправдание невозможности поставок оружия Сербии так себе - плохому танцору всегда что то мешает.
  40. 0
    16 апреля 2024 17:47
    29 это хлам а Рафали не хлам?-да и что дадут Сербии 12 самолетиков?
  41. -3
    16 апреля 2024 17:55
    Отремонтированные МиГи как-то прилетели в Сербию и Су-35 при желании тоже бы смогли.
  42. 0
    16 апреля 2024 19:19
  43. -1
    16 апреля 2024 19:28
    Действительно : "У России только два союзника: её Армия и Флот!" soldier hi
  44. -3
    16 апреля 2024 20:52
    Рафаэль тоже из пошлого века, с восьмидесятых годов
  45. 0
    16 апреля 2024 22:43
    Давайте "укротим" эмоции и попробуем "включить" здравый смысл... Сербия - в двойном кольце: ЕС+НАТО... Любая попытка поставки, туда, товаров, с намёком на двойного назначение - пресекаются на корню. А боевая техника из России, для них, просто недоступна... Китай смог осуществить поставку средств ПВО по причине отсутствия, в отношении его, каких- либо санкционных ограничений на тот момент, чего про российский "Оборонэкспорт", в сторону Сербии говорить не приходится, на тот момент... Сербия и готова бы приобретать русское оружие, да логистика против Сербии... У Франции - свои "виды" на Балканы и, в частности, на Сербию, и нет санкционных ограничений на продажу вооружения и боевой техники... Тем более, для Франции, в нынешние времена, её экономики, в целом, и ВПК, в частности, в его имиджевой "части" тянутся непростые времена, после "мистральной" эпопеи, полного "облома" со строительством АПЛ для Австралии и ограниченной, индийскими властями, поставки "Рафалей" в Индию... А заработать хочется и надо... В такой ситуации и Сербии, во французском ВПК, будут рады....
  46. -1
    17 апреля 2024 08:38
    Сербия это вам не КНДР,нет такого духа и сплочённости у населения,ещё десяток лет пройдёт и молодое поколение забудет как НАТО бомбило Югославию и развалило страну.
  47. 0
    17 апреля 2024 09:12
    "«Рафаль» для Сербии – предательство или вынужденная мера? "
    Вынужденное предательство.
  48. 0
    17 апреля 2024 11:42
    Los serbios aún recuerdan como Rusia los abandonó a su suerte durante la agresión de la OTAN en 1999.
    Todavía es incomprensible la ceguera rusa en aquellos días, ya que la destrucción de lo que quedó de la antigua Yugoslavia fue la remoción de uno de los obstáculos más importantes de los que dificultaban la expansión de la OTAN hasta las fronteras de la Federación Rusa.
    De aquellos polvos, proceden estos lodos.
  49. -1
    17 апреля 2024 20:46
    Белград хотел "Рафаль" ещё до появления самого "Рафаля".
  50. 0
    17 апреля 2024 20:47
    Я один из тех, кого Роман назвал "глупыми людьми, живущими эмоциями". Я, в отличие от неназванных автором источников, проживающих в Сербии, там не просто жил. Я работал много лет и общался с старшими и высшими офицерами. Многие события разворачивались на моих глазах, могу кое-чем поделиться. Вскоре после бомбежек пришедшие к власти либерал-демократы взяли курс на ЕС. Подразумевалось и НАТО, но это было тогда не в тренде. Точнее, не говорили, но делали. Присоединение к программе "Партнерство ради мира", сокращение (точнее - ликвидация ВС), и подобострастие. Даже новую военную форму Сербии разработали в НАТО. Про учения - Роман не в курсе, что ежегодно проводится свыше 100 (ста) совместных мероприятий с НАТО. А вот от учений с ВС РФ и РБ в Белграде отказались. Про "Рафаль"... С кем собралась воевать Сербия? И откуда у нее аж 3 млрд евро на 12 самолетов? Ответ простой - это российские деньги, которые Вучич сэкономил на льготных контрактах. Невозможно поставить российскую технику? Есть китайская, втрое дешевле французской и не сильно ей уступающая. Если вообще уступает. Роман слово в слово повторил доводы Вучича. Косово уже приняли в Совет Европы. И Сербия уже висит на волоске в смысле отношений с РФ. Запад эту нить перережет в самое ближайшее время. И называть Додика шовинистом - это точно не от большого ума.
  51. -3
    17 апреля 2024 22:09
    автор, почему ты обсираешь Додика? Мамка твоя шофинист.

    А вучич предатель, лучше сидет без оружия чем с рафалами которих отключат в случае войни. Деньгы в кармане останутся.
  52. 0
    19 апреля 2024 15:14
    И все же главная причина покупки Рафалей - это Метеор
  53. +1
    19 апреля 2024 22:42
    Смотрим на лоскутное одеяло, оставшееся от бывшей Югославии, и понимаем, что в случае покупки Су-35, доставить их в Сербию нет никакой возможности.


    Вся статья могла уложиться в обозначенные две строки.
  54. 0
    20 апреля 2024 01:19
    деньги от партнеров – это хорошо, но на Украине воюют не деньгами

    Любая затяжная война выигрывается деньгами и экономикой.
  55. 0
    20 апреля 2024 09:32
    Логика автора "железная". Без всяких техничеких подробностей делается заключение Миг-29 авиахлам, тк он из прошлого века. Надо полагать что основа ВВС США F-16, F-15 из того же века, тоже авиа хлам. Рафаль ,кстати, тоже из прошлого века, но почему то не авиа хлам. На самом деле установить, что авиа хлам, а что нет, можно проведя учебные бои между модернизированными Миг-29 и сербскими рафалями. И я очень сомневаюсь, что победят рафали.
  56. 0
    22 апреля 2024 15:11
    Вынужденное предательство.
  57. 0
    23 апреля 2024 17:59
    Молодежь тарелки в китайских ресторанах мыть не будет. А чтобы иметь возможность легально искать хорошую работу, страна должна бть в Евросоюзе