Китайские палубные истребители

41
Китайские палубные истребители

По темпам строительства боевых кораблей Китай в настоящее время обгоняет все другие страны, и, согласно взглядам командования ВМС НОАК, авианосцы в будущем должны кардинально увеличить ударные возможности китайского флота и обеспечить боевую устойчивость корабельных группировок, действующих на океанских просторах вдали от своих берегов.

Ещё в первой половине 1990-х китайское высшее военно-политическое руководство пришло к выводу о необходимости иметь на вооружении авианосцы. Так как опыта проектирования и строительства авианосцев в КНР не было, в России для изучения купили списанные авианесущие крейсера пр. 1143 «Киев» и пр. 1143.2 «Минск».



Авианосцы ВМС НОAК


Очень удачным приобретением стал в апреле 1998 года недостроенный авианесущий крейсер пр. 1143.6 «Варяг», за который Китай заплатил Украине смешную для такого корабля водоизмещением более 50 тыс. тонн сумму 25 млн долларов. Согласно экспертным оценкам, уровень технической готовности авианосца на тот момент был более 70 %.

Первоначально китайские представители заявляли, что этот недостроенный авианосец станет плавучим центром развлечений с казино. Корабль прибыл в Китай 3 марта 2002 года и был поставлен в сухой док судостроительного предприятия Dalian Shipbuilding Industry Company в городе Далянь.

Заложенный в СССР авианесущий крейсер подвергся тщательной ревизии, после чего было принято решение о достройке по изменённому проекту. В ходе строительства с корабля срезали пусковые установки тяжелых ракет, что позволило использовать освободившиеся объёмы для других целей. Изменения были внесены в системы ПВО, радиотехническое и навигационное оборудование. В начале 2011 года стало известно, что Китай завершил достройку и модернизацию корабля, а в августе уже начались ходовые испытания.


25 сентября 2012 года в порту Далянь состоялась торжественная церемония принятия в состав ВМС НОАК авианосца Type 001 «Ляонин» с бортовым номером «16».

Стандартное водоизмещение корабля составляет 55 тыс. тонн, полное – немногим более 70 тыс. тонн. Длина – 304,5 м. Ширина полётной палубы – 70 м. Осадка – 10,5 м. Четыре энергетические установки мощностью 50 000 л. с. обеспечивают максимальную скорость хода 32 узла. Дальность плавания экономичным 18-узловым ходом составляет 8 000 морских миль. Экипаж – 1 980 человек.

Для обеспечения ПВО ближней зоны имеется три 30-мм ЗАК Type 1130 и три 18-зарядных пусковые установки ЗРК HHQ-1. Противолодочную оборону, помимо вертолётов, обеспечивают две 12-зарядные ПУ ПЛУР. В состав авиационного крыла может входить до 36 летательных аппаратов: палубные истребители J-15, вертолёты Z-18 и Z-9, а в перспективе самолёты ДРЛО KJ-600.


Как и на российском авианесущем крейсере проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», на первом китайском авианосце нет катапультного устройства для запуска самолётов, и взлёт происходит при помощи трамплина.

В декабре 2016 года в Желтом море состоялись первые крупномасштабные учения, в которых была задействована корабельная группировка во главе с китайским авианосцем. В ходе учений отрабатывались действия по отражению атак вражеской ударной авиации.

После этого «Ляонин» появился в центральных водах Восточно-Китайского моря и, проследовав проливом Мияко, вышел в западную часть Тихого океана. В январе 2017 года авиационная группа с «Ляонина» провела ночную тренировку взлёта и посадки в Южно-Китайском море. 12 января 2017 года китайский авианосец прошёл через Формозский пролив, что вызвало широкий резонанс на Тайване.


В начале 2021 года авианосная группа «Ляонина» совершила поход к островам Спратли, проведя по пути учения в Филиппинском море. В Южно-Китайском море навстречу кораблям ВМС НОАК выдвинулась американская АУГ во главе с авианосцем «Теодор Рузвельт» и экспедиционная группа во главе с десантным кораблём типа «Уосп».

При приближении американских истребителей F-18 c палубы «Ляонина», находившегося восточней острова Хайнань, поднялось звено J-15. Вскоре к учениям присоединились 25 самолётов, взлетевших с Хайнаня: самолёты ДРЛО KJ-500, ракетоносцы H-6J, противолодочные самолёты Y-8Q и истребители J-11В. При этом H-6J под прикрытием истребителей J-11В и J-15 имитировали атаки противокорабельными ракетами на американский ордер. После того, как группировка ВМС США покинула район, авианосец «Ляонин» и корабли сопровождения посетили спорные острова в Южно-Китайском море.

Во время учений, проведённых в 2021 году, в состав авианосной группы ВМС НОАК входил ракетный эсминец Type 055, два эсминца Type 052D, фрегат Type 054А и корабль комплексного снабжения Type 901, рассчитанный на 25 000 тонн топлива и других грузов.

Первый китайский авианосец вошел в состав Северного флота ВМС НОАК, непосредственной зоной ответственности которого является Жёлтое море и Бохайский залив. Штаб флота находится в Циндао.


Спутниковый снимок Google Еarth: авианосец «Ляонин» у пирса военно-морской базы Циндао

Стоянка авианосца находится в заливе Лигэнь Вань, расположенном в 40 км южнее города Циндао. Здесь же базируется часть эсминцев и фрегатов сопровождения, а также корабли снабжения.


Спутниковый снимок Google Еarth: авианосец «Ляонин» и корабль снабжения Type 901 у стенки судостроительного завода в Даляне, снимок сделан в январе 2024 года

В настоящее время «Ляонин» находится на ремонте и модернизации в Даляне. В ходе работ, помимо замены изношенных узлов, корабль получит новое радиоэлектронное оборудование.

В ноябре 2013 года на верфи в Даляне заложили ещё один авианосец проекта Type 002 (бортовой номер «17»), получивший имя «Шаньдун». Корабль был спущен на воду в апреле 2017 года, став первым авианосцем, полностью построенным в Китае. Стоимость строительства оценивается в 4,5 млрд долларов.

Считается, что «Шаньдун» так же, как «Ляонин», оснащён котлами на жидком топливе, которые приводят в движение паровые турбины общей мощностью 50 000 л. с. Второй китайский авианосец имеет примерно те же габариты, водоизмещение, дальность и скорость хода и такой же состав авиационного крыла.


Однако есть и ряд существенных отличий.

Так, взлётный трамплин авианосца Type 002 имеет угол 12,0° вместо 14,0° на «Ляонине», что считается оптимальным для взлёта истребителя J-15. За счёт перекомпоновки надстройки освободилось пространство, позволяющее увеличить количество летательных аппаратов на палубе. Улучшен обзор из пункта управления полётами.

На внешних поверхностях «острова» размещены четыре антенны с АФАР улучшенного радара S-диапазона Type 346A. Также «Шаньдун» оснащён мощной станцией активных радиоэлектронных помех, предназначенной для противодействия вражеским средствам связи, радарам, системам навигации и наведения управляемых средств поражения.


Ходовые испытания авианосца в открытом море начались в августе 2018 года. При этом на верхней палубе была установлена модель истребителя J-15. В феврале 2019 года отработана передача горючего и припасов с судна снабжения Type 901 на ходу. В мае состоялись взлёт и посадка на палубу истребителя J-15.

В ноябре того же года авианосное соединение в составе «Шаньдуна», эсминцев, фрегатов, атомных подводных лодок и кораблей обеспечения проводило учения в Южно-Китайском море. После этого авианосец посетил ВМБ Санья, а 26 декабря 2019 года проследовал через Формозский пролив на верфь в Даляне для технического обслуживания.


Спутниковый снимок Google Еarth: авианосец «Шаньдун» у стенки судостроительного завода в Даляне, снимок сделан в апреле 2020 года

Портом приписки авианосца «Шаньдун» является военно-морская база Санья на острове Хайнань, находящаяся под управлением Южного флота.

Исследуя спутниковые снимки, имеющиеся в свободном доступе, можно прийти к выводу, что авианосец с бортовым номером «17» гораздо чаще выходит в море, чем корабль аналогичного класса с бортовым номером «16». Китайские обозреватели пишут, что это объясняется тем, что «Ляонин» в большей степени является учебным и опытным кораблём, на котором обкатывались различные новинки и собирался необходимый объём знаний. В свою очередь «Шаньдун» стал полноценной боевой единицей, на которой в значительной степени были устранены выявленные замечания, мешающие полноценной эксплуатации и боевой службе.


Спутниковый снимок Google Еarth: авианосец «Шаньдун» на стоянке военно-морской базы Санья, на палубе истребители J-15 c вооружением на внешних подвесках

На спутниковых снимках видно, что, в отличие от «Ляонина», на борту «Шаньдуна» постоянно находятся палубные истребители. Западные эксперты считают, что одной из основных задач авианосного крыла является прикрытие ПЛАРБ пр. 094, которые также базируются на Хайнане.

В 2018 году началось строительство китайского авианосца второго поколения Type 003 «Фуцзянь». Спуск на воду корабля произошел 17 июня 2022 года.

Полное водоизмещение корабля может достигать 85 тыс. тонн. Согласно оценочным данным, его длина может составлять 320 м, а ширина 76 м. От предыдущих проектов «Фуцзянь» унаследовал неядерную силовую установку (8 котлов с наддувом и 4 паровые турбины).

Новый авианосец имеет плоскую полётную палубу, от трамплина отказались. Вместо него установлены три электромагнитные катапульты. Длина каналов катапульт составляет примерно 105 м. Наличие таких катапульт позволит существенно увеличить взлётную массу запускаемых самолётов, что положительно скажется на их боевой нагрузке и времени нахождения в воздухе.

В авиационном крыле может быть более 60 самолётов, вертолётов и БПЛА среднего класса. Основной ударной силой должны стать новые истребители J-15T и J-35 (FC-31 Falcon) в количестве до 40 единиц. Также на борту авианосца могут базироваться поисково-спасательные вертолёты Z-20КС и противолодочные Z-20F.

Морские вертолёты семейства Z-20 во многом скопированы с американского SH-60 Seahawk и имеют складной несущий винт. Эти совсем недавно принятые на вооружение ВМС НОАК вертолёты должны заменить на палубах авианосцев более крупные Z-18.

Средства противовоздушной обороны представлены четырьмя ЗРК FL-3000N и четырьмя 30-мм артустановками Type 1130. Контроль воздушного и надводного пространства планируется осуществлять при помощи двух РЛС с АФАР.

Достройка на плаву авианосца «Фуцзянь» ведётся на Цзяннаньском судостроительном заводе в городе Шанхай, входящим в состав государственной корпорации China State Shipbuilding Corporation.


Спутниковый снимок Google Еarth: авианосец «Фуцзянь» у достроечной стенки Цзяннаньского судостроительного завода в Шанхае

Аналитики, специализирующиеся на военно-морской тематике, полагают, что «Фуцзянь» может быть передан ВМС НОАК в 2025 году.

В перспективе ожидается постройка ещё одного авианосца по усовершенствованному проекту Type 004. Но она, по всей видимости, начнётся только после комплексных испытаний «Фуцзяня», в ходе которых постараются выявить его основные недостатки.

В материалах открытой китайской печати говорится, что водоизмещение этого корабля будет около 100 тыс. тонн, и на нем смогут разместиться более 80 самолётов и вертолётов. Ядерная силовая установка обеспечит скорость более 30 узлов и неограниченную дальность хода. Ожидается, что сборка корпуса нового авианосца в ближайшем будущем начнется на Цзяннаньском судостроительном заводе.

Палубные истребители семейства J-15


Начиная постройку своего первого авианосца, китайцы планировали приобрести в России палубные истребители Су-33. Однако в ходе переговоров количество закупаемых самолётов сократилось с 50 до 2, после чего стало совершенно очевидно, что Китай хочет несанкционированно скопировать эти самолёты, не платя при этом за лицензию, и российская сторона отказалась от сделки.

Выход вскоре был найден в виде покупки на Украине самолёта Т-10К-3, который являлся третьим прототипом Су-33. Располагая опытным палубным истребителем и частью конструкторской документации, китайские специалисты разработали истребитель, очень близкий к Су-33.

По китайским данным, максимальная взлётная масса J-15 достигает 32,5 тонны. Но самолёт с таким весом взлететь с авианосца без катапульты не может. Безопасный взлёт с коротким разбегом при использовании трамплина возможен при массе около 27 тонн.

На первых J-15 cтояли двигатели российского производства АЛ-31Ф3. Часть более поздних палубных истребителей оснащена китайскими двигателями WS-10, которые имеют немного более высокую тягу на чрезвычайном взлётном режиме. Максимальная скорость на высоте составляет 2 360 км/ч. Перегоночная дальность – до 3 500 км. Боевой радиус – до 1 500 км.

J-15 появился значительно позже, и его бортовое радиоэлектронное оборудование совершенней, чем у Су-33. Истребитель вооружен встроенной 30-мм пушкой с боезапасом 150 выстрелов. На двенадцати точках внешней подвески может быть размещена боевая нагрузка массой до 6 500 кг. В том числе: свободнопадающие и управляемые авиабомбы, НАР, противокорабельные ракеты YJ-83K и YJ-91, управляемые ракеты «воздух-поверхность» KD88 и противорадиолокационные ракеты LD-10.


Для уничтожения воздушного противника в ближнем бою предназначены УР PL-9 и PL-10, для средних дистанций имеются УР PL-12. По возможностям борьбы с надводными и сухопутными целями J-15 многократно превосходит Су-33.

С учётом того, что на предприятии Shenyang Aircraft Industry Group в городе Шеньян был успешно освоен выпуск конструктивно и технологически близких истребителей J-11, сборку J-15 удалось наладить быстро, и первый самолёт поднялся в воздух в августе 2009 года. 23 ноября 2012 года J-15 успешно прошёл взлётно-посадочные испытания на авианосце «Ляонин».


По состоянию на 20 сентября 2013 года было построено семь летающих прототипов J-15. В декабре 2013 года палубный истребитель J-15 был принят на вооружение ВМС НОАК. В октябре 2017 года авиакрыло авианосца «Ляонин» было укомплектовано 24 истребителями J-15.


В ноябре 2012 года начались лётные испытания двухместного учёбно-боевого J-15S. Самолёт с самого начала комплектовался китайскими двигателями WS-10 и имел оборудование для дозаправки и передачи топлива в воздухе.


Спарка имеет близкие к одноместной машине лётные данные, тот же состав БРЭО и вооружения, но дальность полёта несколько меньше.

На базе двухместного истребителя J-15S создан палубный самолёт радиоэлектронной борьбы J-15D.


Информации об этом самолёте немного. Известно, что с машины, предназначенной для группового прикрытия самолётов палубной авиации, демонтирована пассивная тепловизионная система переднего обзора и встроенная 30-мм пушка.

На сегодняшний день самой совершенной модификацией в китайском семействе палубных истребителей, ведущих свою родословную от Су-33, является J-15Т, совершивший первый полёт в июле 2016 года. Уже в ноябре 2016 года этот самолёт был запущен при помощи наземной электромагнитной катапульты. Считается, что этот истребитель предназначен для базирования на авианосцах Type 003 и Type 004. Официальные фотографии J-15T впервые представлены 17 декабря 2021 года.


Основным внешним отличием J-15T от строевых J-15, базирующихся на кораблях Type 001 и Type 002, является измененная форма законцовок крыла и иная передняя стойка шасси, адаптированная для катапульты. На самолёте используются более мощные китайские двигатели WS-10С с максимальной тягой до 147 кН.

Существенному обновлению подверглось БРЭО. Без раскрытия подробностей в китайских СМИ говорится, что J-15T имеет новую мощную БРЛС с АФАР, а также передовую систему управления огнём, совмещенную с продвинутой адаптивной системой отображения информации. В конструкции планера стало больше композитов, что сделало самолёт легче и снизило радиолокационную заметность. Также стали больше объёмы внутренних топливных баков, что увеличило дальность полёта.

По комплексу характеристик J-15T может являться самым совершенным палубным истребителем, предназначенным для завоевания превосходства в воздухе и обеспечения ПВО корабельной группировки.


По состоянию на конец 2021 года вместе с опытными прототипами было построено более 65 одноместных и двухместных истребителей J-15.

На аэродроме, расположенном неподалёку от города Синчэн в провинции Ляонин, построен взлётно-посадочный комплекс, аналогичный по назначению российскому комплексу «Нитка» на авиабазе Саки в Крыму.


Спутниковый снимок Google Еarth: авиабаза Синчэн

На базе Синчэн имеется две взлётно-посадочных полосы с трамплинами и блоками аэрофинишеров, имитирующих условия взлёта и посадки на палубу авианосцев «Ляонин» и «Шаньдун».


Спутниковый снимок Google Еarth: истребители J-15 на авиабазе Синчэн

По некоторым данным, здесь в 2016 году начала функционировать экспериментальная электромагнитная катапульта. Также в интересах палубной авиации используется военно-морской полигон Хулудао в провинции Ляонин.

Палубный истребитель J-35


Первые китайские авианосцы, в основном повторяющие советский проект 1143.6, имеют относительно небольшие для боевых кораблей такого класса размеры, что затрудняет размещение на них достаточно крупных истребителей J-15.


В связи с этим ещё до спуска на воду авианосца «Ляонин» авиастроительная корпорация Shenyang Aircraft Industry Group преступила к созданию меньшего по размерам палубного истребителя, который должен был соответствовать американскому F-35 Lightning II.

Палубный самолёт нового поколения должен стать «универсальным солдатом», способным вести ближний воздушный бой и осуществлять перехват, но в основном ориентирован на ударные функции. Особый упор был сделан на снижение радиолокационной заметности, высокую информационную осведомлённость пилота и расширенный набор вооружения.

Исследовательская работа по этому проекту ведётся в лётно-исследовательском центре Янлань, использующем взлётно-посадочную полосу авиационного завода Xi'an Aircraft Company (ХАС) в окрестностях города Сиань, провинции Шенси. Однако из-за высокого уровня секретности сразу после испытаний опытные экземпляры убирали в ангары, и на общедоступных спутниковых снимках их найти не удалось.

Первый полёт опытного экземпляра произошел в октябре 2012 года, однако доводка самолёта ведётся до сих пор. Прототип, известный как FC-31 Falcon, в 2014 году демонстрировался на авиасалоне в Чжухае.


Первый экземпляр (FC-31 1.0) был предназначен для отработки компоновочных и аэродинамических решений, оснащался двумя двигателями российского производства РД-93 и имел упрощённое БРЭО.

Промежуточный опытный самолёт (FC-31 2.0), появившийся в конце 2016 года имел многочисленные изменения в составе оборудования и планера. Наиболее заметным внешним отличием стала изменённая форма хвостового оперения. По неподтверждённой информации, на этом экземпляре использовались ТРДДФ WS-13, которые сильно дымили при резком увеличении тяги.


В сентябре 2020 года взлетел третий опытный экземпляр (FC-31 3.0), на котором, возможно, был установлен радар с АФАР, а его двигатели уже не давали черного дыма.


В 2021 году появились фотографии китайского аналога F-35 вместе с другой авиатехникой на «палубе» модели авианосца из бетона, построенной в 20 км южнее города Ухань в провинции Хубэй.


Спутниковый снимок Google Еarth: бетонный «авианосец» в окрестностях города Ухань

В конце 2021 года стало известно об испытаниях палубной версии со складывающимся крылом, шасси, приспособленным для запуска с катапульты, и посадочной штангой. Серийный палубный вариант истребителя будет иметь обозначение J-35.


Согласно рекламным материалам, максимальный взлётный вес самолёта составляет 28 тонн, нормальный – 17,5 тонны. Проектная максимальная скорость полёта на большой высоте – немногим более 1 900 км/ч. Потолок – 16 000 м. Боевой радиус без дозаправки – 1 200 км/ч. С одной дозаправкой – 1 900 км. Боевая нагрузка – до 8 000 кг.


Спутниковый снимок Google Еarth: вертолётоносец Type 075 на стоянке военно-морской базы Санья

Англоязычные эксперты полагают, что Китай не остановится на создании палубного истребителя, способного взлетать с разбегом с сухопутных полос или с палубы при помощи электромагнитной катапульты.

С учётом наличия в составе ВМС НОАК вертолётоносцев Type 075 и строительством новых кораблей такого класса, весьма вероятно появление модификаций J-35 с вертикальным или укороченным взлётом. В этом случае многократно возрастут возможности ВМС НОАК в части авиационной поддержки десанта, при проведении операций вдали от своих берегов.

Статьи из этой серии:
Вертолёты морской авиации Китая
Авиация ВМС НОАК: базовые патрульные и разведывательные самолёты
Перспективы замены в китайской морской авиации базовых патрульных и разведывательных самолётов беспилотниками
Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации
Бомбардировочная и ракетоносная авиация китайского флота
Китайские морские истребители, базирующиеся на береговых аэродромах
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    16 апреля 2024 05:00
    Темпы строительства авианосцев и совершенствования палубных истребителей в Китае очень впечатляют. Китайская палубная авиация быстро становиться силой, которая заставляет с собой считаться. Автору отдельная благодарность за хорошо проработанную статью и качественные спутниковые снимки.
    1. -3
      16 апреля 2024 09:31
      Коммунисты КНР истинные продолжатели дела Ленина. Подхватили и продолжили программу СССР по созданию социалистических авианосных групп. А молодые строители капитализма так и остались в 1991 году.
      1. +4
        16 апреля 2024 10:26
        Пока одна страна под управлением коммунистов 35 лет из страны третьего мира превращалась в сверхдержаву другая страна под руководством агентов ЦРУ, казнокрадов и саботажников превращалась из сверхдержавы в страну третьего мира, погрязнув в междоусобных войнах.
        С одной стороны злость с другой зависть к стране которой повезло с руководством.
      2. +1
        16 апреля 2024 21:33
        Ошибаетесь , ой как сильно , торговый партнёр и всё . Они если были и жили по Ленину , то явно не авианосцы строили бы .
  2. +11
    16 апреля 2024 06:16
    hi
    Как всегда, интересная статья!
    В ноябре 2012 года начались лётные испытания двухместного учёбно-боевого J-15S. Самолёт с самого начала комплектовался китайскими двигателями WS-10 и имел оборудование для дозаправки и передачи топлива в воздухе.

    Всегда было интересно, как Китай собирался поддерживать операции палубной авиации. Видимо, обойдутся без специализированных заправщиков на авианосце. Или часть заправщиков Ю20 флоту подчинят.

    PS. Иллюстрации к статье впечатляют.
    1. +4
      16 апреля 2024 10:47
      Цитата: Wildcat
      Всегда было интересно, как Китай собирался поддерживать операции палубной авиации. Видимо, обойдутся без специализированных заправщиков на авианосце.

      Вероятнее всего так же, как и USN - в роли заправщиков будут выступать такие же истребители с ПТБ и УПАЗ.
      Это ж вечная проблема палубного авиакрыла. С одной стороны, крылу нужны заправщики, чтобы встречать противника за радиусом тяжёлых ПКР. А с другой - каждый заправщик отнимает место у ударника, становясь бесполезным грузом при работе на средних дальностях.
      1. +1
        17 апреля 2024 12:51
        ИМХО, специализированный заправщик (палубный и базовый) все же более разумное решение, чем истребитель/ударник в роли летающей заправки.

        Вот одно из мнений от 18 июня 2020 г. (без учета сейчас летающего Стингрея,): "...ВМФ испытывает трудности с дозаправкой в ​​воздухе и некоторое время назад принял невероятно глупое решение использовать в качестве танкера свой новейший, самый мощный фронтовой ударный истребитель. Это решение привело к тому, что несколько F-18E/F в каждом авиакрыле были сняты с боевой службы, а самолет преждевременно изношен из-за значительного увеличения налета заправщика.
        ....упоминается, что Super Hornet способен перевозить около 29 000 фунтов топлива, но это включает как внутреннее топливо, так и все пять внешних топливных баков. В реальных условиях Hornet не может доставить все внутреннее топливо, и ВМС больше не эксплуатируют Hornet со всеми пятью топливными баками из-за повышенной нагрузки и износа самолета. Таким образом, реальная подача топлива значительно меньше.
        От 25 до 30 процентов вылетов Super Hornet используются для дозаправки (4)
        Система воздушной дозаправки Hornet включает в себя внешний бак емкостью 330 галлонов со шланговой катушкой по центральной линии, а также четыре внешних бака емкостью 480 галлонов и внутренние баки, что в общей сложности составляет 29 000 фунтов топлива на самолете, однако ВМФ пришлось сократить количество внешние топливные баки выполняют функцию заправки из-за чрезмерного износа планера (6), что снижает подаваемое топливо, что, в свою очередь, требует использования большего количества Super Hornet в качестве заправщиков для выдачи того же количества топлива." https://navy-matters.blogspot.com/2020/06/navy-aerial-refueling.html
        1. +1
          18 апреля 2024 10:14
          Цитата: Wildcat
          ИМХО, специализированный заправщик (палубный и базовый) все же более разумное решение, чем истребитель/ударник в роли летающей заправки.

          Ну тогда надо реанимировать KA-6D - ПМСМ, оптимальные для палубного заправщика скорость, габариты и полезная нагрузка. smile
          Можно, конечно, делать заправщик из чего-то типа "Викинга", но там сразу начинаются проблемы с малой крейсерской скоростью, необходимостью заблаговременного вывода заправщика в зону дозаправки и прикрытия этой зоны.
          1. 0
            18 апреля 2024 12:18
            Если правильно понял, то Интрудеры-танкеры списали из-за ресурсных проблем. А автор цитируемой статьи как раз считал, что есть Викинги в резерве, с половинным ресурсом - вот их и надо переделать в танкеры.
            Но сейчас есть решение в виде Стингрея, так что вопрос с палубными танкерами, ИМХО, закрыт.
            В Китае, вроде бы, пока работ по палубным самолетам ПЛО/танкерам/снабженцам не ведется. Возможно, потому что в "первой из трех зон" (Тайвань) надеются на поддержку сухопутных ВВС. Но, скорее всего, просто "руки не доходят" до самолетов поддержки.
            1. +1
              18 апреля 2024 15:39
              Цитата: Wildcat
              Если правильно понял, то Интрудеры-танкеры списали из-за ресурсных проблем.

              Ну да. Их гоняли в хвост и в гриву на любой дальний вылет. А из-за малого количества рабочих бортов, практиковали пересадку бортов между АВ - с закончивших БД на готовящиеся выйти на БД. То есть всё крыло спокойно сидит на берегу, ремонтируя борты и поддерживая классность - а его заправщики так и пашут днём и ночью на чужой палубе.
              Цитата: Wildcat
              А автор цитируемой статьи как раз считал, что есть Викинги в резерве, с половинным ресурсом - вот их и надо переделать в танкеры.

              ЕМНИП, у "Викингов" весовая отдача похуже, чем у KA-6D. Да и скорость подкачала.
    2. +3
      16 апреля 2024 10:59
      Американские палубные Суперхорнеты могут дозаправлять другие самолеты в воздухе. Возможно, китайцы идут по тому же пути
      имел оборудование для дозаправки и передачи топлива в воздухе
      1. +2
        17 апреля 2024 09:00
        Не "Возможно".

        https://www.youtube.com/watch?v=VbFAZloH790
        Это даже вызвало споры, потому что CarLog на самом деле держался на месте с помощью скотча! Тогда это было истолковано как форма юмора: "Плати!".
    3. +3
      17 апреля 2024 03:22
      Андрей, приветствую!
      Цитата: Wildcat
      Всегда было интересно, как Китай собирался поддерживать операции палубной авиации. Видимо, обойдутся без специализированных заправщиков на авианосце. Или часть заправщиков Ю20 флоту подчинят.

      Относительно новых Y-20 у меня имеются сомнения. Во флоте для этого использовались переделанные Н-6 старых модификаций, благо, что это очень прочные машины с большим ресурсом.

      Цитата: Alexey RA
      Вероятнее всего так же, как и USN - в роли заправщиков будут выступать такие же истребители с ПТБ и УПАЗ.

      Наиболее вероятный вариант. yes
      1. +3
        17 апреля 2024 09:07
        Относительно новых Y-20 у меня имеются сомнения.

        Вот видео, на котором Y-20 заправляет J-15.
        https://www.youtube.com/watch?v=nUxvpHG2ItQ
        1. +3
          17 апреля 2024 11:35
          Цитата: wanna
          Вот видео, на котором Y-20 заправляет J-15

          Мой юный китайский друг, спасибо большое за видео, но на судя по всему Y-20 заправлял на палубные J-15. На скрине видео можно наблюдать истребители, у которых нет ПГО. Это скорей всего J-11. Кроме того, в составе морской авиации заправщиков не имеется, а были заправщики на базе Н-6. Пока немногочисленные заправщики Y-20 скорей всего на первом этапе будут использоваться для дозаправки ударных самолётов ВВС НОАК. Лично я бы в первую очередь планировал бы именно это.
          1. +3
            17 апреля 2024 11:51
            Я прекрасно понимаю, о чем вы говорите, и да, у ВМС нет YU-20, все штатные самолеты находятся в ведении ВВС.
          2. +1
            17 апреля 2024 12:01
            hi
            ИМХО: Флот, когда перейдет к операциям авианосных групп в бОлшем объеме, потребует и базовые заправщики, и палубные заправщики/транспортники/ПЛО. Конвертопланы или Стингрей Китай не "потянет" да и не нужны они. Но свой аналог многоцелевого Грейхаунда/Викинга/Интрудера китайцы будут делать.
            УПАЗ на палубном истребителе/ударнике это все же паллиатив, ИМХО.
  3. +9
    16 апреля 2024 06:32
    Молодцы китайцы! Используя чужой опыт они быстро догнали,и перегнали "учителей".У самих учителей скоро палубные самолеты вымрут как динозавры. hi
  4. +2
    16 апреля 2024 08:46
    Честно говоря есть ещё некоторое пренебрежение к Китайской технике, которое не позволяет поставить их боевые машины на равных с подобными машинами Запада и России. Но их прогресс в строительстве флота и авианосцев впечатляет и вызывает уважение good Их опыт уже достоин того, что бы нам на нём учиться.
    Китайский автопром меня сильно удивил своим качеством, думаю что и вооружение у них вполне годное, отсюда вывод, что НОАК крайне опасный противник в том числе и для США.
  5. +3
    16 апреля 2024 08:54
    Прям завидки берут, смотря на снимки их боевых кораблей.
  6. exo
    +2
    16 апреля 2024 09:57
    Дать наименование J-35, своему самолёту-отличный троллинг американцев!
    Вообще, сравнивать наше развитие с Китаем, без горечи не получается.
  7. +2
    16 апреля 2024 10:52
    Выход вскоре был найден в виде покупки на Украине самолёта Т-10К-3, который являлся третьим прототипом Су-33. Располагая опытным палубным истребителем и частью конструкторской документации, китайские специалисты разработали истребитель, очень близкий к Су-33.

    Сами китайцы утверждают, что J-15 строился на базе китайского J-11В.
    Все указанные самолеты ведут родословную от Су-27, поэтому схожесть их объяснима.
  8. +1
    16 апреля 2024 10:56
    Любопытно посмотреть, как китайцы будут делать СВВП (если будут делать). До этого они пользовались советскими наработками, взяв за основу американскую структуру.
    Но для СВВП нет успешных советских наработок, а американские им по понятным причинам недоступны.
    1. -5
      16 апреля 2024 12:53
      Но для СВВП нет успешных советских наработок, а американские им по понятным причинам недоступны.

      Здрасьте приехали! А как же Як-141, который американцы взяли за основу в разработке своего СВВП Ф-35? Вы в курсе что Як-141 стал первым сверхзвуковым истребителем 4-го поколения в мире, хоть и не доведенным до ума из-за предателей Горбачева и Ельцина? Вы в курсе что СССР был мировым лидером в самолетах СВВП?
      И да у китайцев это получится, потому что они работают а не языком чешут и потому что они привлекли наших специалистов строивших Як-141, которые нашей власти, которая снесла Саратовский авиазавод в 2011 году, оказались не нужны. И из работавших на этом заводе 30 тысяч человек китайцы уже набрали тех кто разбирается как строить современные СВВП.
      Китайцы воспроизведут либо Як-141 и оснастят его современной авионикой, либо пойдут по пути американцев и используя технологии Як-141 создадут J-35 в варианте СВВП.
      1. +2
        16 апреля 2024 14:03
        А как же Як-141, который американцы взяли за основу в разработке своего СВВП Ф-35?

        навряд ли можно применить слово "успешный" к самолету, который разбился на испытаниях и не выпускался серийно.
        Вы в курсе что Як-141 стал первым сверхзвуковым истребителем 4-го поколения в мире

        Сверхзвуковые были уже во втором поколении. В 4 поколении все истребители были сверхзвуковыми. И Як-141 явно не был первым истребителем 4 поколения в мире.
        И из работавших на этом заводе 30 тысяч человек китайцы уже набрали тех кто разбирается как строить современные СВВП.

        Никто из них современные СВВП никогда не строил. А тем более не разрабатывал.
        1. -4
          16 апреля 2024 14:25
          навряд ли можно применить слово "успешный" к самолету, который разбился на испытаниях и не выпускался серийно.

          МиГ-29 то же бились на испытаниях, но ни кто не скажет что МиГ-29 неудачный самолет. Просто МиГ-29 до ума довести успели до предательства Горбачева а Як-141 нет. А был бы Як-141 плохим американцы бы не сотрудничали с КБ Яковлева, и не использовали бы технологии Як-141 при разработку своего Ф-35.
          И Як-141 явно не был первым истребителем 4 поколения в мире.

          Он был первым ИСТРЕБИТЕЛЕМ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКИ ЧЕТВЕТРОГО ПОКОЛЕНИЯ. А не ПЕРВЫМ ИСТРЕБИТЕЛЕМ ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ.
          Вы внимательно читайте!
          Никто из них современные СВВП никогда не строил.

          И где строили Як-141, в вашей реальности? Если ВСЕ САМОЛЕТЫ ЯК, ВКЛЮЧАЯ ЯК-40, ЯК-42 И ЯК-38 СТРОИЛИ В САРАТОВЕ?
          1. +3
            16 апреля 2024 14:57
            МиГ-29 то же бились на испытаниях, но ни кто не скажет что МиГ-29 неудачный самолет.

            Миг-29 серийно выпускался и успешно эксплуатировался.
            Як-141- нет.
            Может его и довели бы до ума, а может, с учетом того что делали по схеме, которую критиковали еще в Як-38, и нет. Но оснований для термина "успешный" - никаких. Не выпускался и не эксплуатировался.
            Вы внимательно читайте!

            А вы сами сначала прочтите, что вы написали.
            И где строили Як-141, в вашей реальности? Если ВСЕ САМОЛЕТЫ ЯК, ВКЛЮЧАЯ ЯК-40, ЯК-42 И ЯК-38 СТРОИЛИ В САРАТОВЕ?

            Як-141 серийно не выпускался. Як- 40 и Як-42- это пассажирские самолеты. Як-38 нельзя назвать современным даже с натяжкой. И не забывайте фактор времени. Те, кто их выпускал - пенсионного или предпенсионного возраста.
            не использовали бы технологии Як-141 при разработку своего Ф-35

            Они их не использовали, это совсем другой самолет по своей, оригинальной схеме. Як-141 и Модел 200- это действительно самолеты по одинаковой схеме. Но американцы от неё отказались.
            1. +1
              18 апреля 2024 04:00
              Цитата: solar
              Миг-29 серийно выпускался и успешно эксплуатировался.
              Як-141- нет.

              Молодой человек , Як-41 во время испытаний установил кучу мировых рекордов и его уже готовили к серии , ему зарезервировали места на всех советских "Кречетах" , на на "Кузнецове" даже сделали специальную площадку с газоотводами (позже демонтировали) . И только развал СССР не позволил запустить его в серию .
              По ЛТХ он был во всём , включая боевой радиус , равнозначен первым версиям F-18 , которые тогда только начинали поступать на вооружение . Кроме боевой нагрузки , что для СВВП вполне объяснима . Тем не менее его боевая нагрузка была выше , а боевой радиус больше чем у первых версий МиГ-29 , при такой же БРЛС и составе вооружения .
              Что касается китайцев , то они с 90-х годов стремились получить доступ к нашему Як-41 и сделать свой СВВП . Им удалось на одной из выставок купить прототип-демонстратор двигателя Р-279В-300 , который готовили для Як-201 (планер по технологии СТЕЛС , двигатель мощностью 18 500 кг.с. , подъёмный вентилятор через вал отбора мощности ) . Но им тогда продали без поворотного сопла . Отдельно поворотное сопло им удалось купить уже в 00-х , отдельно , когда у нас от развития Авиации и от СВВП отказались и казалось что окончательно .
              Китайцы до сих пор работают над доведением Р-279В-300 под своим индексом , но у них проблемы с ресурсом и расходом топлива при максимальной тяге . Но они стараются .
              Что касательно их J-31 b J-35 , то это отработка планера для СВВП . Но за неимением готового двигателя они поставили два двига от МиГ-29 и просто доводят планер до ума в варианте палубного истребителя . Когда же двигатель будет готов , то начнутся практические испытания СВВП . С двигателем от несостоявшегося Як-201 , с вентилятором и поворотным соплом , от которого и корни F-35В растут .
              О истории F-35В .
              США очень давно хотели получить себе СВВП , причём сверхзвуковой . Но их собственный проект оказался неудачным и от него отказались . Затем начались муки творчества и наброски\прорисовки "чего бы хотелось" . Я видел эти наброски ещё в 1988 г. в нашем еженедельном разведбюлютене "Авиационно-Ракетная Техника" (это ДСП) . И вот на тех прорисовках с хотелками были первые наброски будущих F-35 и F-22 . Очень общие наброски . И СВВП им хотелось именно с подъёмным вентилятором и ... поворотным соплом - чего им добиться никак не удавалось даже теоретически .
              И тут рушится СССР , их компаниям постепенно появляется доступ к нашим закрытым КБ и вот во время такой экскурсии они видят ... ДВИГАТЕЛЬ ИХ МЕЧТЫ . Да-да , тот самый Р-279В-30 . С вентилятором через вал отбора мощности и ПОВОРОТНЫМ СОПЛОМ . Причём двигатель невиданной мощности - аж 18 500 кг.с.
              И слюни потекли .
              В результате был заключён МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ договор о командировке специалистов КБ Яковлева в США для участия в создании СВВО кля КМП США .
              Я общался с одним из участников той командировки , одним их конструкторов , который туда ездил со своим сыном . Работы они тогда закончили , контракт был закрыт , они получили свои премиальные и награды (он мне показывал наручные часы в золотом корпусе с гравировкой от Буша ("вот подарок от Буша") . Сын заключил новый контракт и остался там , а он вернулся в Москву ... тут мы и встретились .
              И да - вдохновлялись в США именно нашим проектом Як-201 , выполненным по технологии СТЕЛС , с внутренними отсеками вооружения и т.п. Но в конфигурацию воздухозаборников они внесли свои изменения .
              Из двигателя они постарались выжать максимум и перефорсировав его получили тягу даже чуть больше - на форсаже 19 500 кг.с. , но ... слишком высокая температура на лопатках привела к проблемам с его надёжностью , малому фактическому ресурсу и очень горячему факелу . И да - попытка сделать новую модификацию этого двигателя , подняв тягу до 21 000 кг.с. успехом не увенчалась и от этой идеи пока вроде как отказались .
              А что у нас ?
              А у нас прямо сейчас успешно проходит стендовые испытания новый двигатель Р-579В-300 , который уже показал максимальную тягу на форсаже в 24 000 кг.с. вместо расчётных 23 000 кг.с. И над СВВП у нас тоже работают . . Так что тема эта сложная , ошибок американцы наделали целый ворох и они нами учтены . Двигатель у нас мощней ... И да - подъёмный вентилятор им сделали тоже наши люди из КБ Яковлева .
              Так что не надо зазнаваться .
              И ещё у Ф-35 оказался проблемный силовой набор ... его почему то сделали из ... алюминия , а не из титана . Оттого шли трещины и были серьёзные ограничения на перегрузки . Вроде бы часть таких ограничений уже сняли ... вот только из всего парка выпущенных Ф-35 лишь треть находится в боеготовом состоянии . Самолёт очень проблемный и оказался откровенно сырым .
              А злые языки ещё тогда - в середине 00-х говорили , что "это русские патриоты подложили американцам свинью , убедив при проектировании , что ради облегчения конструкции силовой набор надо делать алюминиевым ... Ну и другие закладочки .
              Врут поди .
      2. +5
        16 апреля 2024 14:21
        пойдут по пути американцев и используя технологии Як-141 создадут J-35 в варианте СВВП.

        Як-141 и американский Ф-35- два разных самолета. Один однодвигательный, второй- трехдвигательный.
        Як-141 скорее близок к схеме Конвейер модел 200, который американцы готовили по программе "корабль контроля моря", но в итоге от этой схемы отказались.
        1. +2
          18 апреля 2024 04:53
          Цитата: solar
          Один однодвигательный, второй- трехдвигательный.
          Як-141 скорее близок к схеме Конвейер модел 200, который американцы готовили по программе "корабль контроля моря"

          Нет .
          По схеме установки подъёмных двигателей Як-41 повторяет схему Як-38 .
          Из за задержек с редуктором подъёмного вентилятора , когда двигатель с поворотным сверхзвуковым соплом был уже готов , было принято решение делать пока по проверенной и отработанной схеме с подъёмными двигателями , как уже было реализовано на Як-38 и Як-38М (он же Як-39) . И это было сделано как временная мера , ибо сам Як-41 замышлялся как чистый истребитель ПВО с ВВП для наших кречетов . А окончательную реализацию двигателя с подъёмным вентилятором решено было реализовать на следующем самолёте , который должен был уже стать именно МФИ с ударными возможностями и планером выполненном по технологии СТЕЛС . И именно Як-201 в конце 90-х должен был стать нашим основным и наиболее массовым СВВП . И не только для "Кречетов" , но и для планировавшихся к постройке УДК и для т.н. "мобилизационных авианосцев" , которые при необходимости собирались оборудовать из танкеров и сухогрузов . Весь парк СВВП для мобилизационных авианосцев собирались иметь в наличии готовности к развёртыванию на своих новых носителях .
          А перед Як-38 схема с двумя подъёмными двигателями была отработана на опытных Як-36 .
          Як-38 не был плохим самолётом , он был просто первым в своём классе и на нём набивали шишки и обретали опыт пилотирования столь специфичного самолёта . А когда появился Як-38М\Як-39 , а так же была отработан взлёт с пробегом по палубе (экономия топлива на взлёте) он превзошел своими характеристиками "Харриер" по всем показателям . Но это был штурмовик .Хотя его и вооружали опционально тепловизионными РВВ МД Р-60 . По маневренности и в целом ЛТХ он соответствовал МиГ-21 , но без сверхзвуковой скорости . Эксплуатировать Як-39 собирались вместе с Як-41 вплоть до появлении на вооружении Як-201 , который должен был заменить на "Кречетах" обоих своих предшественников во второй половине 90-х . Не срослось . Но это точно не вина самолёта и его конструкторов . По СВВП мы были тогда впереди планеты всей , обогнав на полтора-два десятилетия США , которые получили свой СВВП исключительно благодаря официальной помощи конструкторов КБ им. Яковлева .
    2. -2
      16 апреля 2024 21:36
      Как это нет , если америкосы получили столько инфы от кб Як .Что так быстро они бы не скпели свой фу-35
      1. +3
        16 апреля 2024 21:39
        В Як-141 не было ничего такого, что они и до этого не знали. У них задолго до этого был аналогичный проект, от которого они отказались. Ф-35- совсем другой самолет.
        1. -1
          16 апреля 2024 21:40
          Уважаемые , но путь и технологии вы не считате ?
          1. +2
            16 апреля 2024 21:41
            Какой путь, какие технологии?
            1. -2
              16 апреля 2024 21:42
              Вы видите различия и всё , посмотрите хотя бы на поворотное сопло . Они (америкосы ) значит дураки по вашему ? Документации они нагребли кучу .
              1. +3
                16 апреля 2024 21:58
                Вы видите различия и всё , посмотрите хотя бы на поворотное сопло .

                Это поворотное трехзвенное поворотное сопло было разработано Роллс- Ройс для двигателя Rolls-Royce RB.153-76A еще в 1963 году, который они спроектировали и опробовали для одной из версий немецкого СВВП EWR VJ 101, немцы от этого проекта в конце- концов отказались. Позже это сопло хотели применить американцы в своём Модел 200, но от него тоже отказались. Для американцев в этом поворотном сопле не было ничего нового.
    3. +2
      17 апреля 2024 09:14
      Китай пока не планирует производить самолеты с вертикальным взлетом и посадкой, вероятно, потому, что на данный момент нет соответствующего спроса.
      Некоторые производители ранее проводили теоретическое обоснование соответствующих технологий, но не перешли к этапу практического проектирования.
      1. +1
        17 апреля 2024 11:49
        Приветствую вас! hi
        Цитата: lDaive
        Китай пока не планирует производить самолеты с вертикальным взлетом и посадкой, вероятно, потому, что на данный момент нет соответствующего спроса.

        На мой сугубо субъективный взгляд, спрос и перспективы имеются. Теоретически с укороченным взлётом и посадкой могут базироваться на вертолётоносцах, которые уже имеются и строятся для ВМС НОАК. Лично у меня, с учётом успехов достигнутых вашей авиастроительной отраслью нет сомнений, что Китай со временем на базе J-35 способен сделать такую машину.
        Цитата: lDaive
        Некоторые производители ранее проводили теоретическое обоснование соответствующих технологий, но не перешли к этапу практического проектирования.

        В Китае в прошлом уже был успешно реализован ряд проектов, о которых широко становилось известно только после того, как они были успешно испытаны, или даже доведены до стадии серийного производства. Как мне представляется, это правильная, достойная уважения стратегия. К сожалению, в нашей стране руководители очень любят безответственно рассказывать о грандиозных планах, которые далеко не всегда реализуются.

        У меня к вам вопрос. Скажите, каково назначение бетонного "авианосца", построенного неподалёку от города Ухань ?
        1. +1
          17 апреля 2024 12:37
          У J35 не будет версии с вертикальным взлетом и посадкой по той простой причине, что у него два двигателя для создания тяги. Компания Chengdu Aircraft представила теорию самолета с вертикальным взлетом и посадкой, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что это всего лишь вариация Як 141.
        2. +2
          18 апреля 2024 06:02
          Здравствуйте, уважаемый Сергей! Вы правы. Многие проекты в Китае строго конфиденциальны, поэтому я могу только догадываться, основываясь на разрозненной информации.
          Нынешний вертолетоносец Тип 075 в основном подготовлен для освобождения Тайваня. Ему не нужно нести самолеты вертикального взлета и посадки на такое короткое расстояние. Что касается возможного в будущем Типа 076, то говорят, что он будет иметь электромагнитную катапульту и не обязательно потребует самолета с вертикальным взлетом и посадкой.
          Что касается цементного авианосца, то его основным назначением должны быть испытания совместимости электронных систем и испытания диспетчеризации палубной авиации, и он не имеет ничего общего с самолетами вертикального взлета и посадки.
  9. 0
    20 апреля 2024 18:02
    А почему авианосцы не делают длиннее?