Упаковка косметики и парфюмерии

18 апреля 2024

Каждый из нас пользуется косметикой, а многие и парфюмерией. Некоторые коробочки сейчас создаются настолько привлекательными, что зачастую их жалко выбрасывать. Но когда появились первые специализированные упаковки?

История возникновения

Эволюция средств для повышения личной привлекательности имеет древнюю и интересную историю, в неразрывной связи с ней шло и развитие упаковки для косметических средств. Первоначально средства и препараты помещали в обычные емкости: горшки из глины, мешочки из шкур и прочие. Об эстетической привлекательности или информационном сопровождении речь не шла, важно было сохранить и доставить продукт потребителю.

Упоминания о таких артефактах, как «косметический сосуд», встречаются в разных культурах, в том числе Древней Греции, Египта и Рима, древних цивилизаций Северной и Южной Америки. В Древней Греции такие емкости, к примеру, называли «пиксида» и делали их из дерева, керамики, позднее из стекла. А на американском континенте находили контейнеры, сплетенные из различных натуральных материалов, в частности, из иголок сосны.

Одними из первых применять косметику стали в Египте. Ингредиенты были весьма специфичны: тушь в лучшем случае из миндаля, а в худшем — из помета крокодилов, подводка для глаз — сажа, пепел или охра, румяна — из шелковицы, пудра — белая глина, помада — морские водоросли в смеси с бронзой. Разумеется, такое многообразие препаратов нужно было в чем-то хранить, для чего применяли коробочки, украшенные орнаментами из дерева, костей животных, бивней слонов, камня и керамики.

По мере развития торговли, росла и потребность в индивидуализации и эстетической привлекательности упаковки для косметики. Кто был первым в Европе, уже трудно сказать. Франция вполне может претендовать на место лидера в этом вопросе, так как эта страна всегда уделяла значительное место внешнему виду и часто задавала моду на отдельные привычки. Разумеется, начали пользоваться всеми этими препаратами намного раньше, но именно Франции принадлежит изобретение слова «косметика», впервые использованное во время Международной выставки в Париже в 1867 году.

Изобретателем самых первых духов считается арабский алхимик Авиценна, который в поисках эликсира долголетия смешал ароматическое масло со спиртом, до этого все довольствовались просто ароматическими маслами. Что касается парфюмерии в Европе, то здесь отдают пальму первенства Франции. Еще в XI веке вернувшиеся из походов крестоносцы привезли с собой розу и жасмин.

Потребность в парфюмерии в высших слоях общества была весьма значительной, а цена заоблачной, следовательно, и тара должна была соответствовать. Только спустя не менее века парфюмерная продукция стала распространяться в соседние государства. Точно известно, что в XIX веке в Европе уже были известные косметические и парфюмерные бренды, чьи флаконы и бутылочки носили вполне узнаваемый характер. Красивые и запоминающиеся упаковки изготавливали практически из любых материалов.

На Руси девушки и женщины уделяли массу внимания своему внешнему виду. Причем сохранились записи от 1661 года о том, что митрополит новгородский запретил даже появляться в церкви женщинам, если они накрашены. И это неспроста, по записям тех времен женщины уж сильно усердствовали в этом вопросе: белились, румянились, чернили брови, вплоть до того, что переставали походить на себя, превращаясь в раскрашенных кукол. Особо увлекались этим в боярской среде.

Чаще всего использовали натуральные вещества, но с приходом к власти Петра I мода стала меняться на европейскую. Разумеется, купцам приходилось для представительниц высшего общества возить подобные товары в индивидуальной и привлекательной упаковке. В период XVIII-XIX веков возникла новая, достаточно опасная мода, иметь аристократическую бледность лица, в итоге в ход пошли аптечные препараты из бензойной смолы, с входящими в состав ртутью и сурьмой.

Самыми популярными по данным археологических раскопок среди русских женщин были керамические баночки цилиндрической формы. Их называют «помадными» или «аптечными» банками, а применялись они для самых разнообразных средств, в том числе кремов, бальзамов, румян и помад. Находят еще стеклянные флаконы для хранения ароматических эссенций.

Упаковка XX века

С начала XX века на первые позиции в торговле выходят маркетологи и упаковка становится главной в товаре, превращаясь из скромной емкости в элегантную и даже роскошную, иногда соперничая со стоимостью, помещаемого в нее косметического или парфюмерного средства. Развитие технологий также помогло сделать упаковку более функциональной: пластиковые тюбики, встроенные насосы, сменные кассеты и множество других инноваций. В настоящее время к упаковке предъявляется масса разнообразных требований, включая экологические стандарты, но это уже отдельная история.