Платежные проблемы тормозят возврат экспортной выручки

22 апреля 2024

Российские компании не укладываются в отведенные указом Президента сроки репатриации

Платежные проблемы тормозят возврат экспортной выручки

Российский импорт в I квартале снижался сильнее, чем экспорт на 10% и 5% год к году соответственно, пишет «Коммерсантъ». Вместе с уменьшением дефицита баланса первичных и вторичных доходов за счет сокращения начисленных нерезидентам дивидендов это дало рекордный за последние пять кварталов профицит текущего счета: $22 млрд против $11 млрд в октябре-декабре).

В разбивке по месяцам видно, что основной прирост сальдо пришелся на март ($13,4 млрд), когда отмечался заметный рост экспорта при сохранении слабого импорта. Внешнеторговые ограничения в I-м квартале влияли на экспорт и на импорт по-разному.

Экспорт за квартал ($98 млрд, минус 7% год к году) снижался на фоне более низких цен на газ, уголь и ряд металлов, а также введения новых запретов (в частности, на импорт в страны ЕС и «большой семерки» алмазов из РФ), повышения пошлин (США ввели 200-процентную пошлину на российский алюминий и изделия из него) и уменьшения производства на российских НПЗ. В марте же экспорт вырос на повышении цен на нефть и увеличении объемов поставок. Поддержку экспорту также оказали хороший урожай зерновых и диверсификация поставок – их рост в Азию на 10% год к году в январе–феврале компенсировал почти половину двукратного сжатия экспорта в Европу. В результате доля Азии в российском экспорте товаров поднялась до 77% с 65% годом ранее, а доля Европы уменьшилась до 15% с 29%.

В импорте же основным внешним ограничением, вероятно, стали проблемы с платежами, являющиеся, в свою очередь, следствием усиления контроля за выполнением санкционных мер. Стоимость импорта сократилась до $67 млрд, до минимума за последние семь кварталов. В ЦБ более низкие объемы ввоза связывают в первую очередь с действием высоких процентных ставок (это угнетает спрос), с высокими запасами и ослаблением рубля, но «импорт могли сдерживать и сложности с платежами», замечают авторы комментария. Это не помешало увеличению поставок машин, оборудования и транспортных средств (плюс 5% год к году), но такая динамика, вероятно, связана с ростом ввоза автомобилей в ожидании повышения с 1 апреля утилизационного сбора при «растаможке» в странах ЕАЭС.

– С устраненной сезонностью импорт сокращается третий квартал подряд, несмотря на высокую потребительскую активность (индекс потребительских настроений находится на максимуме) и укрепление реального эффективного курса рубля два квартала подряд, – замечает Сергей Пухов из Центра развития НИУ ВШЭ. В марте импорт упал на 7% месяц к месяцу (с устраненной сезонностью).

Такую динамику эксперт связывает с тем, что «риски вторичных санкций напугали торговых партнеров РФ».

Экономист по России и СНГ+ «Ренессанс Капитала» Андрей Мелащенко связывает слабые показатели импорта с высокими запасами – компании, существенно зависящие от внешних поставок, стараются приобрести промежуточные товары для своих производств или готовую продукцию для перепродажи заблаговременно, а также с другими факторами, включая китайский Новый год, затруднения в расчетах и, соответственно, задержки в поставках и ожидаемое импортерами снижение спроса в будущем.

Затруднения сказываются и на поступлении экспортной выручки.

Косвенно об этом свидетельствует рост чистого кредитования остального мира – рост иностранных активов ускорился в том числе по сравнению с концом прошлого года (с $4,8 млрд до $22,6 млрд, из этого объема $15,5 млрд – в марте). Этот прирост «частично сформирован за счет увеличения задолженности нерезидентов по незавершенным внешнеторговым расчетам и был связан с увеличившимися лагами в поступлении оплаты за экспорт», объясняют в ЦБ. Снижение иностранных обязательств замедлилось с $9 млрд до $4 млрд – это связано с менее значительным выходом нерезидентов из капиталов российских компаний.

– Ухудшение ситуации с расчетами при одновременном росте экспорта указывает на то, что прирост экспортной выручки по сравнению с февралем остался на счетах зарубежных банков, – отметил Сергей Пухов.

При этом дальнейший рост экспорта на фоне повышения глобальных цен на сырье и увеличение поступлений экспортной выручки могут поддержать рубль, не исключает он. Андрей Мелащенко также связывает существенный рост чистого приобретения финансовых активов с проблемами с репатриацией валютной выручки. У экспортеров из списка остаются обязательства по возврату выручки, введенные октябрьским указом президента, но в последние месяцы компании существенно превышали введенные нормы.

Напомним, сальдо внешней торговли РФ в январе-феврале 2024 года сократилось год к году на 14,6%, до $16,9 млрд. LR

Тэги: ВЭД, аналитика







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх