Вертолёты против украинских безэкипажных катеров и БПЛА-камикадзе: временное решение с высокими рисками

32
Вертолёты против украинских безэкипажных катеров и БПЛА-камикадзе: временное решение с высокими рисками
Изображение vk.com/milinfolive


Боевые действия, ведущиеся на Украине в рамках проведения специальной военной операции (СВО), поставили перед Вооружёнными Силами Российской Федерации (ВС РФ) ряд проблем, требующих решения в кратчайшие сроки. В частности, сегодня речь вновь пойдёт о противодействии украинским беспилотным летательным аппаратам (БПЛА) и безэкипажным катерам (БЭК), применяемым в качестве камикадзе вооружёнными силами Украины (ВСУ) и главным управлением разведки (ГУР) Украины.



Существующие зенитные ракетные комплексы (ЗРК), оказались ограниченно годными для решения задач противостояния БПЛА-камикадзе противника, поскольку противник, получая информацию от средств разведки стран Запада, осуществляет прокладку маршрутов в обход наших средств противовоздушной обороны (ПВО), с использованием рельефа местности, естественных и искусственных возвышенностей.

Собственно, у противника имеются те же самые проблемы, только помноженные на критическую нехватку ЗРК и зенитных управляемых ракет (ЗУР) для них, а также качественное и количественное превосходство ВС РФ в средствах воздушного нападения (СВН). Однако стоит отдать должное, противник использует для охоты на российские БПЛА-камикадзе все доступные средства, вплоть до пулемётов Максима, прожекторов и размещённых в разных точках на территории Украины мобильных телефонов со специальным программным обеспечением для обнаружения пролетающих БПЛА-камикадзе по звуку винта/двигателя.


Мобильные противодроновые патрули ВСУ. Изображение «Телеграм»-канала «Военный осведомитель»

Тем не менее предпринимаемые меры не обеспечивают противнику защиту от российских БПЛА-камикадзе, проблема в том, что и украинские БПЛА-камикадзе большой дальности периодически достигают своих целей. С БЭК-камикадзе ситуация, судя по всему, ещё хуже.

Одновременно йеменские хуситы наносят удары по гражданским и военным судам в Йеменском заливе и в Красном море с помощью аналогичных БПЛА-камикадзе, а ограниченно – и с помощью БЭК-камикадзе. При этом, судя по информации, распространяемой зарубежными ресурсами, военно-морские силы (ВМС) США и их союзников используют вертолёты для уничтожения БПЛА-камикадзе и БЭК-камикадзе, причём эффективность использования вертолётов для решения этих задач оказалась достаточно высокой. Соответственно, периодически поднимается вопрос об использовании вертолётов ВС РФ аналогичным образом – для противодействия украинским БПЛА-камикадзе и БЭК-камикадзе.

Такое решение имеет право на жизнь, однако применение вертолётов для уничтожения БПЛА-камикадзе и БЭК-камикадзе имеет не только преимущества и недостатки, но и несёт определённые риски.

Преимущества


А почему бы не использовать для этой цели многофункциональные истребители?

Несмотря на то, что боевые самолёты типа истребитель-бомбардировщик или многофункциональный истребитель вполне способны бороться с БПЛА-камикадзе и БЭК-камикадзе, применение их для решения этих задач вряд ли целесообразно.

Во-первых, на патрулирование будет тратиться драгоценный ресурс дорогостоящих высокотехнологичных боевых машин, которые могут применяться для решения иных, куда более важных задач.

Во-вторых, час полёта современного истребителя стоит дорого, как и управляемое вооружение, которое истребитель может применить против БПЛА-камикадзе и БЭК-камикадзе.

В-третьих, если применять неуправляемое вооружение, например, пушку, то существует риск потери самолёта, как от столкновения с поверхностью, зданиями или сооружениями, при полёте на малой высоте, так и от обломков сбитого БПЛА-камикадзе, в чём вооружённые силы Украины смогли убедиться на собственном опыте, потеряв истребитель МиГ-29 при атаке российского БПЛА.

В этом смысле применение вертолётов для уничтожения БПЛА-камикадзе и БЭК-камикадзе выглядит куда более разумным решением. Стоимость как самого боевого вертолёта, так и часа его полёта, в несколько раз ниже, чем у истребителя.


Стоимость часа полёта различных авиационных средств ВВС США – правда, некоторые цифры вызывают сомнения, например, кажется завышенной стоимость часа полёта БПЛА MQ-1B, которая сравнима со стоимостью часа полёта боевого вертолёта AH-64, также стоимость часа полёта сверхзвукового бомбардировщика B-1B с изменяемой геометрией крыла меньше, чем у куда более старого дозвукового B-52H

Скорость полёта вертолёта варьируется от нуля (режим висения) до 250–300 километров в час и более, что позволяет выбрать оптимальную скорость для того, чтобы как догнать, так и сопровождать БПЛА-камикадзе, движущиеся со скоростью порядка 150–200 километров в час. То же самое касается и БЭК-камикадзе, чья скорость ещё меньше, вплоть до полной остановки и резкой смены направления движения.

Недостатки


Основной недостаток большинства вертолётов, которые могут быть использованы для охоты на БПЛА-камикадзе и БЭК-камикадзе – это отсутствие эффективной радиолокационной станции (РЛС), имеющейся у ЗРК и истребителей. Одних оптических средств разведки для решения задачи обнаружения БПЛА-камикадзе и БЭК-камикадзе явно будет недостаточно – с их помощью можно только осуществлять допоиск, сопровождение и обеспечивать уничтожение цели.

Вообще, технически РЛС имеются у боевых вертолётов Ка-52(М) и Ми-28НМ (судя по всему, не у всех Ми-28НМ), вопрос в том, сколько таких машин удастся выделить для охоты на БПЛА-камикадзе и БЭК-камикадзе, с учётом их загруженности на линии боевого соприкосновения (ЛБС)?

Кроме того, вопрос в том, какова эффективность вертолётных РЛС в части обнаружения таких целей, как малозаметные в радиолокационном диапазоне длин волн БПЛА-камикадзе и БЭК-камикадзе?


В состав бортового оборудования боевых вертолётов Ми-28НМ и Ка-52(М) входит РЛС

Таким образом, можно с высокой степенью уверенности утверждать, что боевые вертолёты будут эффективны в части противодействия БПЛА-камикадзе и БЭК-камикадзе при условии выдачи им внешнего целеуказания, например, с самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50У или самолётов-разведчиков Ту-214Р. Способность к самостоятельному поиску вертолётами БПЛА-камикадзе и БЭК-камикадзе будет зависть от наличия и эффективности их собственной РЛС.

Проблема в том, что если вертолёты для охоты на БПЛА-камикадзе и БЭК-камикадзе ВС РФ найти ещё могут, то с самолётами ДРЛОиУ, а также самолётами-разведчиками Ту-214Р, у нас всё значительно хуже. Можно предположить, что эффективность вертолётов США и их союзников, работающих по БПЛА-камикадзе и БЭК-камикадзе, запущенных йеменскими хуситами, во многом обусловлена выдачей им первичного целеуказания от надводных кораблей и самолётов ДРЛОиУ, сосредоточенных в регионе.

Также необходимо понимать, что применение вертолётов для уничтожения БПЛА-камикадзе и БЭК-камикадзе несёт достаточно серьёзные риски потери этих машин.

Риски


На первый взгляд ни БПЛА-камикадзе, ни БЭК-камикадзе в настоящее время не способны нанести вертолётам какой-либо ущерб, разве что вертолёт сам влетит в БПЛА-камикадзе или его обломки. Разумеется, нельзя исключать и небоевых потерь из-за отказов техники, вследствие интенсивной эксплуатации, или ошибок пилотирования, однако существуют и другие риски.

В частности, при охоте на БПЛА-камикадзе в зоне действия российских ЗРК могут быть случаи «дружественного огня». Также при действии на низкой высоте над сушей существует вероятность столкновения вертолётов со зданиями и сооружениями, например, с линиями электропередач (ЛЭП).

В принципе, риски «дружественного огня» могут быть минимизированы путём создания выделенной зоны – полосы, в рамках которой будут действовать только боевые вертолёты-охотники на БПЛА-камикадзе, а ЗРК или будут вовсе отсутствовать, или у них будут ограничены секторы стрельбы.

С БЭК-камикадзе всё несколько сложнее – в настоящее время они также не способны причинить ущерб вертолётам – даже врезаться в БЭК-камикадзе будет достаточно затруднительно, фактически из рисков присутствует только возможность «дружественного огня», что может быть минимизировано или исключено тем же способом, что и в случае с БПЛА-камикадзе – созданием выделенных зон для действий вертолётов-охотников на БЭК-камикадзе.

Однако, противник прикладывает значительные усилия, направленные на совершенствование этого вида вооружений, в том числе оснащения БЭК-камикадзе различными модулями вооружения. Существует неподтверждённая информация о том, что украинские специалисты уже обеспечили установку на БЭК-камикадзе блоков неуправляемых авиационных ракет (НАР), заявлено о скорой интеграции на БЭК-камикадзе модуля с малокалиберной скорострельной автоматической пушкой.


Украинский БЭК-камикадзе Sea Baby, по заявлению разработчиков, он будет иметь дальность хода до 1 000 километров, помимо заряда взрывчатки, он будет нести турель с малокалиберной скорострельной автоматической пушкой

Можно не сомневаться, что в ближайшем будущем на украинские БЭК-камикадзе будет интегрировано и управляемое вооружение, например, противотанковый управляемый ракетный комплекс (ПТРК) «Сгуна-П» или переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК). Учитывая то, что ПТРК устанавливают даже на БПЛА, нет никаких серьёзных технических препятствий для установки их на БЭК-камикадзе.

К чему это приведёт?

К тому, что боевые вертолёты, осуществляющие поиск и уничтожение БЭК-камикадзе, могут превратиться из охотника в мишень. Если от ПЗРК ещё можно попробовать защитить боевые вертолёты бортовыми комплексами самообороны, например, типа «Витебск», тем более что много ракет ПЗРК на БЭК-камикадзе не поставить, то против ПТРК средств самообороны пока не существует, кроме высокой скорости полёта, равно как и от скорострельных автоматических пушек. Да и защиту от ПЗРК комплексы типа «Витебск» обеспечивают далеко не стопроцентную.

Какие у нас альтернативы?

Оптимальное решение


Ранее в материалах «В ожидании БПЛА «Гелиос-РЛД»: для защиты от низколетящих средств воздушного нападения» и «БПЛА «Сириус-ПВО»: охотник на средства воздушного нападения» автором рассматривались перспективные элементы глубокоэшелонированной противовоздушной обороны нашей страны, способные с высокой эффективностью осуществлять обнаружение и перехват БПЛА-камикадзе в выделенной зоне. Указанная связка из БПЛА-ДРЛО и БПЛА-перехватчика способна эффективно бороться и против БЭК-камикадзе.


БПЛА «Гелиос-РЛД»

Проблема состоит в том, что и БПЛА «Гелиос-РЛД», и БПЛА «Сириус» в настоящее время находятся на стадии разработки, точные сроки поступления их на вооружение неизвестны, но вряд ли это случится ранее, чем через несколько лет, тогда как обнаружение и уничтожение БПЛА-камикадзе и БЭК-камикадзе необходимо обеспечивать уже сейчас.

Единственный среднеразмерный БПЛА, серийно выпускающийся в настоящее время в России – это БПЛА «Орион». Предположительно, БПЛА «Орион» также может быть вполне эффективен в качестве охотника на БПЛА-камикадзе и БЭК-камикадзе, при условии выдачи ему первичного целеуказания. К его минусам можно отнести малую полезную нагрузку, кроме того, разнятся данные по скорости полёта – от 120 до 180 километров в час, на нижней границе перехват БПЛА-камикадзе «Орионом» будет возможен только на встречных курсах.


БПЛА «Орион». Изображение группы Кронштадт

Существуют в России и БПЛА вертолётного типа, разрабатываются гибридные БПЛА, способные осуществлять вертикальный взлёт, а затем переходить в самолётный режим, возможно, что оптимальное решение будет найдено где-то в этом направлении, но это вопрос будущих лет.

Выводы


Боевые вертолёты могут быть использованы для поиска и уничтожения БПЛА-камикадзе и БЭК-камикадзе, с учётом ряда ограничений, текущих и перспективных рисков.

С точки зрения обнаружения БПЛА-камикадзе и БЭК-камикадзе важное значение имеет наличие на вертолётах РЛС обнаружения и сопровождения целей, в части охоты на БЭК-камикадзе, для защиты от ПЗРК, целесообразно наличие бортовых комплексов самообороны.

Применение боевых вертолётов для поиска и уничтожения БЭК-камикадзе с интегрированными в их конструкцию модулями с малокалиберными скорострельными автоматическими пушками и/или ПТРК может стать слишком рискованным и привести к неоправданным потерям. Возможно, что с этого момента для поиска и уничтожения БЭК-камикадзе лучше использовать более скоростные летательные аппараты, например, штурмовики Су-25СМ. Для повышения эффективности их работы они могут быть оснащены РЛС и/или средствами радиотехнической разведки (РТР) в контейнерном исполнении.


Штурмовик Су-25СМ. Изображение: Владимир Язынин, Евгений Волков и Александр Мартынов (russianplanes.net)

Однако применение для поиска и уничтожения БПЛА-камикадзе и БЭК-камикадзе, как боевых вертолётов, так и самолётов штурмовиков, является временной мерой, как с точки зрения эффективности и рисков потерь этих боевых машин, так и с точки зрения стоимости эксплуатации.

Предположительно, наиболее оптимальным вариантом станет использование для решения этих задач БПЛА «Сириус» и БПЛА «Гелиос-РЛД», при этом БПЛА «Гелиос-РЛД» должны использоваться для первичного обнаружения БПЛА-камикадзе и БЭК-камикадзе, с последующей выдачей целеуказания на них БПЛА «Сириус».

До тех пор, пока не будет завершена разработка и начато серийное производство БПЛА «Сириус» и БПЛА «Гелиос-РЛД», эффективным средством для охоты на БЭК-камикадзе могут стать серийно выпускаемые БПЛА «Орион». Однако, не имея собственной РЛС, они должны получать первичное целеуказание от самолётов ДРЛОиУ или самолётов разведчиков типа Ту-204Р, но, как мы уже говорили выше, с этими самолётами у нас, судя по всему, имеются серьёзные проблемы, так что проблема первичного обнаружения БЭК-камикадзе и низколетящих БПЛА-камикадзе пока остаётся открытой.

Важно не упустить момент, когда БЭК-камикадзе противника станут оснащаться вооружением, которое может быть применено против наших вертолётов, чтобы избежать неоправданных потерь техники и личного состава.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    25 апреля 2024 05:26
    А какие тут риски?
    Главная задача - обнаружение БЭК. А вертолёт с ракетами всегда успеет долететь...
    Где наши всевидящие «Орионы» и прочие «Сириусы-Гелиосы»?
    Если заточить ВПК под конкретную задачу, то достичь можно многого.
    1. +3
      25 апреля 2024 08:38
      риск ?очень просто.потеря экипажа. и тех немногих бортов что остались. или вы наивно полагаете что так легко в море от балды выявить те аппараты? в режиме 24 на 7 предлагаете постоянно висеть в одной точке или туда сюда так на это время и рлс пво отрубают чтобы не дай бог......?а выявлять как?) визуально?)) ну еще минумум чел 4 по бортам у илюминаторов ))) так уже и 31е миги типо.."патрулируют" в крыму.... никуда не взлетая, и ничего не сбивая... а чуть что..очередная "воздушная тревога" так вообще вместо работы по объектам в небе...быстрее с неба на впп садиться..а то мало ли...опять.."техническая неисправность" получится
      1. -4
        25 апреля 2024 08:50
        Цитата: TwilightElf
        или вы наивно полагаете что так легко в море от балды выявить те аппараты? в режиме 24 на 7

        Я предполагаю, что технические возможности отслеживания появления БЭК в режиме 24/7 достаточно просты для специалистов. И способы уничтожения отработаны...
        1. +4
          25 апреля 2024 09:49
          Вопрос поднятый автором очень важный и решать его надо срочно. И как правильно заметил автор главным вопросом защиты от БПЛА и БЭК это их обнаружение а чем сбивать цели это вопрос другой и с этим у нас лучше чем с обнаружением. Для их обнаружения нужно иметь антенны перекрывающие радиус действия друг друга по всей линии угрожаемого направления, это расстояние значительно снижает радиогоризонт и перепады высот на местности. Поэтому антенну надо поднимать как можно выше и чем выше мы поднимем антенну тем дальше она будет обнаруживать цели и тем меньшее количество антенн понадобится для полного перекрытия угрожаемого направления. Для обеспечения связи наших подразделений а так же для увеличения дальности управляемых действий БПЛА их антенны так же надо поднимать. Что делать?

          Самым лучшим выходом было бы создание массового самолета ДРЛО и это надо конечно начинать делать сейчас, но это вопрос на года. В первую очередь надо максимально нарастить темпы модернизаций советских А-50 до уровня А-50У и еще быстрее надо создать систему связи и обмена данными аналогичную натовской чтобы исключить ситуации когда сами же сбили два А-50У.
          На перспективу вместо А-100 и используя его наработки и наработки по А-50У надо начинать разработку самолета ДРЛО на базе Ту-204/214 имеющихся на хранении и запускаемых в производство а так же реанимировать советский самолет ДРЛО Як-44, попутно попытавшись заказать у китайцев их аналог Хоккая.

          Более быстрым решением могло бы стать создание на существующих платформах того же БПЛА Орион важнейших БПЛА различного назначения в том числе БПЛА ретранслятора а главное БПЛА РЭР с установкой вместо разведывательно-ударного оборудования малогабаритного радара способного обнаруживать воздушные, надводные и наземные цели.
          На более отдаленную перспективу нужно начинать работу над тяжелым разведывательным БПЛА с двигателем от Як-130, который закроет часть потребностей в самолетах ДРЛО.
        2. +4
          25 апреля 2024 11:37
          Цитата: ROSS 42
          Я предполагаю, что технические возможности отслеживания появления БЭК в режиме 24/7 достаточно просты для специалистов. И способы уничтожения отработаны...

          Угу... в теории. Там есть всё - и могучий ОВР, и система охраны баз с несколькими рубежами обнаружения, и патрулирующие БПЛА / вертолёты с РЛС и ОЭК, и стационарные ГАК, и дозорные катера / ударные БПЛА для поражения обнаруженных целей.
          А на практике у нас - один дозорный голубь мира патрульник или МПК времён царя Гороха дорогого Михаила Сергеевича, стоящий на стопе. И группа БЭК, работающая ночью. Которых обнаруживают в лучшем случае с пары сотен метров. После чего пытаются поразить либо с помощью ЗАК под управлением от визирной колонки (с ракурсным прицелом 30-х годов), либо вообще огнём стрелковки.
      2. -2
        25 апреля 2024 08:53
        Легче вертушки и Су 25 применять для ударов с кабрирования , рисков ни каких и вроде удары наносят . А БПЛА , так их объект поражения собьет .
    2. +2
      25 апреля 2024 10:04
      Во первых,--в качестве охотника против дронов нужно использовать Як130,и не нужно фантазировать!А ,против гидродронов нужно использовать малые скоростные дроны способные нести до 7ми к килограмм взрывчатки,и способные атаковать цели как при помощи радиоуправления,так и используя системы активного самонаведения,основанные на приборах ночного видения на выдвижной башенке.
      1. +1
        25 апреля 2024 11:39
        Цитата: Бережливый
        Во первых,--в качестве охотника против дронов нужно использовать

        А есть какие-то наработки, позволяющие определять принадлежность корабля по шуму винтов. Моторная лодка слышна за несколько километров. Что мешает определять типовую принадлежность БЭК?
      2. 0
        25 апреля 2024 11:50
        Тут же уже писали, что проблемы не с уничтожением дронов, а с их обнаружением.
      3. 0
        26 апреля 2024 00:04
        Дешевле было бы использовать поршневой учебник ЯК- 52 и вертолет КА-26 с подвесными контейнерами вооружения.Оба относятся к классу легких, компактные,экономичные двухместные.КА-26 еще и модульный - может нести дополнительную кабину,крепящуюся на задних балках.Скорость за 300 км - легко догонят любой БЭК и с БПЛА могут погоняться.
  2. +1
    25 апреля 2024 05:28
    В этом смысле применение вертолётов для уничтожения БПЛА-камикадзе и БЭК-камикадзе выглядит куда более разумным решением.

    Ну да, их тоже не так много, тоже тратится ресурс, тоже дорого, тоже могут сбить и постараются.
    Но "разумнее".
    Самое разумное какие-то списаные 23-2(или 7.62\12.7\14.5мм) модернизировать(радар, тепловизор, самоприцеливание) под дронобойки.
    Или Панцири клепать и ставить. Они просто обязаны иметь режим где валят всё без участия человека.
    1. +5
      25 апреля 2024 08:38
      Вертолёты, стоящие на вооружении ВКС РФ (как впрочем и в других странах), помимо прочего, перечисленного в статье, имеют гораздо меньшую топливную эффективность (выражающуюся в дальности полёта на единицу топлива), чем реактивные самолёты... Реактивные самолёты (вернее стоимость их лётного часа) крайне дороги да и их скорость несколько выше, чем необходимо, БПЛА ДРЛО и БПЛА-охотники за другими БПЛА - это ещё та "курочка в гнезде", когда конструкторы и промышленники разродятся - никому неизвестно... Вместе с тем, в статье совершенно ничего не сказано ещё об одном варианте борца с БПЛА - это обычный лёгкий поршневой самолёт (если у нас нет чертежей тех-же супер-тукано, пумы или американских пайпера или бичкрафта, некоторые из моделей которых, в частности варианты для береговой охраны или пограничных рейнджеров даже имеют подфюзеляжные РЛС), то можно переработать обычный пилотажник или лёгкий самолёт типа того-же "байкала", найти пилотов на такие самолёты совсем не проблема, а сделать работоспособный вариант с какой-либо российской портативной РЛС при желании можно менее, чем за год и денег больших этот проект не потребует, скорость - 350-400км/ч, вооружение - 2-4 пулемёта или 1 многоствол, даже ракеты не нужны... и вся эта система выйдет намного дешевле, чем те-же беспилотники
  3. +4
    25 апреля 2024 06:11
    для поиска и уничтожения БЭК-камикадзе лучше использовать более скоростные летательные аппараты, например, штурмовики Су-25СМ

    Если подобный девайс будет постоянно находиться в небе в поисках БэК-катеров, то страна останется без штанов только на одном потребляемом ими топливе...
  4. +4
    25 апреля 2024 07:06
    В целом, уже пора начинать думать о реализации концепции "беспилотники против беспилотников". Для выбивания БЭКов - использовать аналоги "Ланцетов", запускаемые с "Грачат" или с MALE-дронов. Против БПЛА большой дальности - аналогичные БПЛА с лёгкими РВВ, постоянно готовые к взлёту с тыловых аэродромов (или вообще несущие дежурство в воздухе). Против фронтовых коптеров - коптеры-истребители с различными средствами поражения (таран, сетка, дробовик...) и, возможно, с элементами ИИ, чтобы самостоятельно наводиться на цель, опознанную как "вражеский коптер".

    И самое главное - владение обстановкой. То, что сквозит между строк при обсуждении любой подобной темы. Самолёты ДРЛО/АВАКС уже стали дорогущими аналогами линкоров. Их мало, все дыры ими не заткнуть, они строятся долго, а потеря каждого - очень чувствительна. Лучше иметь 1000 дронов типа "Гелиос-РЛД" вместо 1 самолёта типа А-100 "Премьер". Пора обеспечить даже не просто радиолокационные обнаружение или дозор, а непрерывный сплошной радиолокационный "подсвет" театра. Чтобы ничего не пропустить. Чтобы владеть обстановкой. Для этого нужны тысячи мобильных излучателей и десятки тысяч приёмников. Таков следующий этап эволюции поля боя.
  5. +4
    25 апреля 2024 07:16
    По моему мнению на проблему с БЭК, нужно смотреть ширше, вертолет или самолет может прикрыть корабль при стоянке на рейде, в базе, на каком то опасном участке при переходе, но обеспечить постоянную охрану не возможно в принципе, поэтому все предложенные варианты - это полумеры, попытки хоть как-то решить проблему.
    Нужно создавать такую систему, которая позволит обеспечить круглосуточно охрану кораблю, в любом месте.
    Сейчас БЭКи нападают на достаточно крупные суда и корабли, но со временем БЭКов станет много (по аналогии с применением БПЛА), и тогда нужно будет защищать всю морскую и речную инфраструктуру, вплоть до портовый буксиров и причалов.
    ИМХО тут спасут только БПЛА, можно применять с любого парахода, а не только с авианосца, достаточно дёшево, и должно быть эффективно, взлетел, сопроводил, обнаружил, поразил. Единственный вопрос в системе управления, всё таки постоянно в воздухе должно висеть несколько БПЛА и для этого держать на борту несколько операторов не рационально, вот тут полное раздолье для ИИ.
  6. 0
    25 апреля 2024 07:51
    Нужен дешевый фанерный поршневой самолет с двигателем сзади, простеньким радаром и пушками, а на земле система нормальной звуковой разведки.
    1. 0
      25 апреля 2024 12:24
      Зачем вам двигатель сзади и почему один двигатель? Если двигатель поршневой, то установить два двигателя не проблема. Особенно если самолет будет пилотируемым, то два двигателя необходимость.
      А система звуковой разведки на земле или в море?
  7. +4
    25 апреля 2024 08:34
    а у нас есть те..вертолеты? и главное летчики?) вот и весь от вет , а так конечно победабесие наше все, шапками закидаем....давайте из пушек по воробьям
  8. +1
    25 апреля 2024 09:02
    Главное в борьбе с БЭКами и с БПЛА - обнаружение на достаточном, для принятия мер по поражению цели, расстоянии. Как вариант - безэкипажные привязные аэростаты с тепловизионной, с телевизионной, с радиолокационной и акустической аппаратурой, размещаемые на входе в места базирования флота и на кораблях, на маршрутах выдвижения БЭК. Обнаружили, передали, дежурное звено СУшек взлетело и отработало.
    1. +3
      25 апреля 2024 09:22
      БЭК в силу своих мелких размеров обладают низкой мореходностью поэтому их применят при малом волнении на море, это облегчает их обнаружение , и потом на обычном катере или моторной лодке с экипажем в 2-3 человека можно догнать БЭК и с безопасного расстояния 100-150 обстрелять его из например РПК
      Кстати винт БЭК (опят в силу своих мелких размеров) хорошо шумит и демаскирует его
      1. +1
        25 апреля 2024 12:28
        И, начинаем, опять, обсуждение по кругу проблем обнаружения вражеских БЭК. Акустические буи не годятся, или годятся если их есть чем устанавливать и собирать. Значит нужны собственные БЭК с системами обнаружения. Их тоже надо спускать на воду и потом принимать на борт.
        1. 0
          25 апреля 2024 13:45
          Самым надежным средством обнаружения надводных и полупогружных целей является гидроакустика. Да, дорого, но , организованная по аналогии с противолодочным рубежом на границе, позволит получить информацию о типе и количестве целей.Это даст достаточное время для организации поиска и уничтожения целей.
          1. 0
            25 апреля 2024 13:53
            Так то оно так, так то оно конечно. Но попадалась критика патрульных кораблей проекта 22160, так там не то, что вооружения мало, там даже кран для спуска катеров на воду неудачной конструкции. И сколько у него разведывательных безэкипажных катеров может разместиться?
            То есть мало того, что нужны собственные разведывательные БЭКи, нужны ещё и корабли способные нести хотя бы 6-10 катеров.
  9. +2
    25 апреля 2024 09:35
    Давно пора бороться не с последствиями а первопричиной.
    Я и раньше говорил и сейчас утверждаю, лучшая тактика, это тактика выжженной земли.
    Уничтожать надо на земле все, что имеет отношение к производству и к запуску БЭК, ещё на земле.
    Если идёт запуск с какого-то корабля, уничтожать корабль.
    Много хвалебных статей о российских РЭБ.
    Только почему-то не слышно ни одного упоминания о воздействии на НАТО-вские "литаки" которые дают целеуказание внаукраинским военным.
    НАТО в открытую воюет против России, а российские высшие чины до сих пор пытаются общаться с ними в белых перчатках.
  10. +1
    25 апреля 2024 12:35
    Были же сообщения, что запускается серийное производство вертолетного дрона "Термит".
    Он вполне может быть приспособлен и для целей уничтожения вражеских БЭК на море.
    https://topwar.ru/231991-termity-idut-na-front.html?ysclid=lvf1ojnaeb209921362
  11. 0
    25 апреля 2024 12:46
    Что произошло? Я что-то пропустил? laughing
    Автор и комментаторы ВДРУГ перестали приваривать противолодочные сети к бортам кораблей, устанавливать на них 100500 пулеметов на борт, и озаботились обнаружением и уничтожением БЭК на дальних подступах. Прозрели буквально laughing. Так и не долго понять, что для этого нужна СИСТЕМА, начинающаяся с ОВРа, продолжающаяся в контроль ближней морской зоны и дальше в дальнюю морскую зону. Т.е. в общем-то именно ЗАДАЧА флота на ТВД (с чем у ЧФ были явные проблемы).
    Похоже дело действительно сдвинулось с мертвой точки (дай бог), чему свидетельствует отсутствие новостей о успешных атаках БЭК и:
    Однако, противник прикладывает значительные усилия, направленные на совершенствование этого вида вооружений,... ...заявлено о скорой интеграции на БЭК-камикадзе модуля с малокалиберной скорострельной автоматической пушкой.

    Не все хорошо видимо у противника, приходится озаботится прорывом дальнего рубежа обороны. Ведь не по кораблям же они из МЗА собрались палить.
    1. 0
      25 апреля 2024 13:27
      Вы неверно истолковали ситуацию. Это система с обратной связью. Как только были произведены необходимые первичные, самые примитивные мероприятия по установке пулеметов и тренировке личного состава, а так же организационные меры, атаки прекратились. Противник, обладая разведданными не атакует, готовит либо смену тактики, либо новые атакующие дроны.
      1. 0
        25 апреля 2024 14:28
        Цитата: СергейАлександрович
        Как только были произведены необходимые первичные, самые примитивные мероприятия по установке пулеметов и тренировке личного состава, а так же организационные меры, атаки прекратились

        Видимо АП стали на БЭК впихивать для уничтожения расчетов ПУ кораблейlaughing?
        Вы за деревьями леса не видите.
  12. 0
    25 апреля 2024 15:43
    С точки зрения обнаружения БПЛА-камикадзе и БЭК-камикадзе важное значение имеет наличие на вертолётах РЛС обнаружения и сопровождения целей, в части охоты на БЭК-камикадзе, для защиты от ПЗРК, целесообразно наличие бортовых комплексов самообороны.


    Сегодня уже очевидно, что борьба с БПЛА и БЭК, может эффективно осуществляться только в сочетании ПВО и авиации. ПВО не в состоянии перекрыть все возможные маршруты. Вертолёты, как наиболее подходящая техника, для перехвата БПЛА, или БЭК, не эффективны без качественного радара и средств обнаружения и наведения на цель. Судя по всему это давняя проблема, которая ждёт своего решения.
  13. 0
    25 апреля 2024 20:18
    И вот как всегда у нас ,руки вроде есть,ноги тоже есть,а достаточного количества зорких глаз не было ,и нет даже спустя два года после начала СВО.Все имеющиеся системы,те же самолёты, вертолеты, РСЗО и т.п. без внешнего целеуказания только частично эффективны. Но почему то нет у нас достаточного количества А-50,спутников радиоразведки, ,подвесных разведывательных контейнеров для самолётов,да хоть системы аэростатов с РЛС,привязанных к машинам обслуживания вдоль границ РФ.Гелиос-РЛД как видели на выставках,так и видим там же.За два года так и не смогли решить эту не побоюсь сказать Главнейшую проблему наших вооруженных сил.Зато сколько наделали сверхсложных и сверхдорогих ,но одноразовых Судных Посейдонов, Авангардов, Буревестников,Пересветов ,а также испытываемых по 10 лет Т-14,Бумерангов, Дериваций,Уранов и десятков таких же парадно-танцевальных средств вооружения( хотя есть и действительно эффективные,но это" руки ",они не делают нас более зрячими,увы)Иногда мне кажется ,что фамилия зам министра по направлению вооружениий не Криворучко( фамилия то какая!)или министр Мантуров,куда же без него,а извините... Иванов( горькая сверхактуальная шутка),если вообще не Буданов....
  14. 0
    25 апреля 2024 22:53
    Забыли про Ганшипы. Это может быть Турпопроп с вооружением вбок и оптикой и радаром. Летишь , вбок обозреваешь, нашел и покружил вокруг - пострелял. 2шт 30мм-6 стволов или 2шт 57мм.
  15. 0
    26 апреля 2024 08:22
    Будущее поле боя принадлежит безэкипажным и беспилотным системам. Массовым и поэтому относительно дешёвым. Советский Союз наклепал бы их десятками или сотнями тысяч штук В России тоже есть такие же возможности