БПЛА Mojave стал носителем пулеметных контейнеров GAP-6

11
БПЛА Mojave стал носителем пулеметных контейнеров GAP-6
БПЛА Mojave со смешанным вооружением, 2022 г. На крайних точках подвески - пулеметные контейнеры GAP-6


Современные разведывательно-ударные БПЛА тяжелого класса вооружаются управляемыми ракетами и бомбами, которые позволяют им поражать наземные и надводные цели. Ствольное вооружение на такую технику не устанавливается по очевидным причинам. Тем не менее, компания General Atomics Aeronautical Systems решила изучить подобный потенциал беспилотников и провела соответствующие испытания. Экспериментальным носителем пулеметных контейнеров стал перспективный БПЛА Mojave.



Опытным путем


По всей видимости, General Atomics Aeronautical Systems, Inc. (GA-ASI) давно рассматривала вопрос расширения номенклатуры вооружений тяжелых БПЛА и ее дополнения подвесными пулеметными или пушечными контейнерами. Так, еще в 2022 г. она опубликовала фотографию опытного аппарата «Мохаве» со смешанной боевой нагрузкой. Под крылом были подвешены ракеты и бомбы разных типов, а также пара контейнеров DAP-6 с 7,62-мм пулеметами M134. Впрочем, тогда обошлись без уточнений.

Новая информация о применении контейнеров на Mojave появилась лишь недавно, 23 апреля 2024 г. Компания GA-ASI в официальном пресс-релизе сообщила, что 13 апреля состоялись первые испытания БПЛА с необычным подвесным вооружением. Мероприятия проводились в инициативном порядке и за счет компании-разработчика беспилотника. К ним привлекли компанию-производителя контейнеров Dillon Aero. Испытания состоялись на армейском полигоне Юма (шт. Аризона).

Перед полетами со стрельбой состоялись наземные испытания. Для отработки и проверки программного и аппаратного обеспечения БПЛА «Мохаве», закрепленный на земле, вел огонь из пулеметов по цели размером 8х4 фута (ок. 2,4х1,2 м). Когда удалось добиться стабильного поражения цели, начали подготовку к полетам.


Подготовка контейнера к стрельбам, 2024 г.

Для проведения летных испытаний на пилонах БПЛА Mojave подвесили два контейнера DAP-6 с пулеметами M134. Беспилотник выполнил два полета с такой нагрузкой, в перерывах между которыми осуществлялась перезарядка контейнеров. Аппарат совершал заходы на учебные цели и в пологом пикировании вел огонь. Сообщается о семи заходах со стрельбой. В ходе испытаний два пулемета израсходовали ок. 10 тыс. патронов. Результаты стрельбы не раскрыты.

Опубликован короткий видеоролик о прошедших испытаниях. В нем показан процесс подготовки БПЛА и контейнеров, испытания на земле, а также полет и стрельба в воздухе. Кроме того, одну из камер установили возле учебной цели, роль которой играл списанный автомобиль-пикап. После очередного обстрела мишень взорвалась. Вероятно, для внешнего эффекта ее оснастили подрывным зарядом.

Оценки и прогнозы


Целью прошедших испытаний была демонстрация возможности оснащения тяжелого БПЛА ствольным вооружением. Опытный Mojave справился с возложенной задачей и смог применить пулеметы, а также поразить учебную цель. Испытания признаны успешными, и компания GA-ASI высоко оценивает их результаты.

В пресс-релизе отмечается, что «Мохаве» показал себя в качестве универсального воздушного средства. Он может вести разведку, наносить удары высокоточным оружием и осуществлять поддержку наземных подразделений с воздуха. При этом сохраняются все характерные преимущества БПЛА, такие как отсутствие рисков для оператора системы.

Теперь GA-ASI планирует продолжать работы и улучшать характеристики получившегося ударного комплекса. За счет доработок программного и аппаратного обеспечения собираются повысить точность огня и иные показатели. При этом по-прежнему будут использоваться контейнеры DAP-6 с зафиксированным пулеметом.


Наземные огневые испытания

На следующем этапе хотят создать контейнеры с подвижным вооружением, которое будет перемещаться синхронно с оптико-электронной станцией беспилотника. Такие контейнеры будут отличаться в разы большей зоной обстрела, что даст понятный прирост боевой эффективности. Как скоро смогут представить новый контейнер и показать БПЛА с таким вооружением, неизвестно.

Материальная часть


Беспилотная авиационная система Mojave является последней на данный момент разработкой компании GA-ASI в области тяжелых разведывательно-ударных БПЛА. Проект был создан в конце прошлого десятилетия, и в июле 2021 г. опытный беспилотник совершил первый полет. При этом официальная презентация состоялась только через несколько месяцев, в декабре того же года.

Внешне и по конструкции «Мохаве» похож на предыдущие БПЛА от GA-ASI, но при его разработке использовались современные технологии и компоненты, а также опыт эксплуатации существующих изделий. Аппарат построен по схеме высокоплана с прямым крылом и Y-образным хвостовым оперением. От более старых БПЛА новый «Мохаве» отличается улучшенной механизацией крыла, усиленным шасси и т.д. Длина беспилотника достигает 9 м, размах крыла – 16 м. Максимальная взлетная масса – 3175 кг.

БПЛА оснащен турбовинтовым двигателем Rolls-Royce M250 мощностью 450 л.с. Двигатель помещен в хвосте фюзеляжа, имеет верхний воздухозаборник и вращает толкающий воздушный винт. Такая силовая установка позволяет аппарату совершать полет со средней дозвуковой скоростью и оставаться в воздухе не менее суток. Mojave имеет высокие взлетно-посадочные характеристики и не предъявляет особых требований к аэродрому базирования. Кроме того, проводились эксперименты с посадкой и взлетом с авианосца.

«Мохаве» получил автопилот и систему дистанционного управления, похожие на примененные в предыдущих проектах GA-ASI. Контроль осуществляется двумя операторами с наземной станции. Судя по характерному носовому обтекателю, БПЛА имеет спутниковую систему связи, которая резко улучшает возможности развертывания и дальность действия. Для ведения разведки и применения вооружения БПЛА несет оптико-электронный «шар». Возможна установка дополнительных систем разного рода с полноценной интеграцией в бортовой комплекс электроники.


"Мохаве" взлетает с новой боевой нагрузкой, 13 апреля 2024 г.

Полезная нагрузка Mojave достигает 1600 кг. Для ее размещения имеются три точки подвески под каждой плоскостью и одна под фюзеляжем. Нагрузка на один узел меняется в пределах 160-290 кг. Основным оружием беспилотника до недавнего времени считались ракеты «воздух-поверхность» AGM-114 Hellfire. В будущем планируется интеграция новой ракеты AGM-179 JAGM. Теперь подтвердили возможность подвески и применения пулеметных контейнеров GAP-6.

GAP-6 от Dillon Aero представляет собой подвесной контейнер с пулеметом и системами подачи боеприпасов. Общая длина изделия вместе с блоком стволов M134 достигает 2,4 м, поперечник – 333х390 мм. Собственная масса контейнера с оружием составляет 73,5 кг, с полным боекомплектом – 159 кг. Контейнер подвешивается на стандартные балочные держатели и соединяется с системами управления вооружением носителя.

Контейнер несет шестиствольный пулемет с вращающимся блоком стволов M134D-H. В системе боепитания помещается лента на 3 тыс. патронов 7,62х51 мм. Скорострельность – 3 тыс. выстр./мин. Эффективная дальность огня – не менее 1 км.

Важный эксперимент


Эксперимент компании GA-ASI с оснащением тяжелого БПЛА пулеметными контейнерами представляет большой интерес. Он показал принципиальную возможность расширения номенклатуры вооружений разведывательно-ударного беспилотника и его способность решать новые задачи. При этом большое значение имеет не только сама установка контейнеров GAP-6 на аппарат Mojave, но и технические решения, обеспечившие ее.

Так, пулеметный контейнер предъявляет специфические требования к пилонам носителя. При стрельбе он создает значительный импульс отдачи, который может негативно влиять на планер. Недавние испытания показали, что Mojave справляется с такими нагрузками. Конструкция не повреждается, и сохраняется установленная наводка. Скорострельный пулемет также создает поток пороховых газов. Высокое расположение воздухозаборника исключает их попадание в двигатель и нарушение его работы.


Стрельба в полете

Разработчикам проекта пришлось уделить внимание системам и алгоритмам управления беспилотником. Дело в том, что курсовое пулеметное вооружение применяется на пикировании на ограниченных высотах. Такой режим полета нехарактерен для БПЛА по типу «Мохаве» и создает понятные риски. В связи с этим требовалось изучить поведение беспилотника на пикировании, его маневренность на таком режиме и т.д. Вероятно, потребовалось доработать алгоритмы управления для получения требуемой маневренности и исключения возможных аварий.

Проведенными работами заложен фундамент для дальнейшего развития интересной концепции. В частности, GA-ASI и Dillon Aero собираются создать новый контейнер с подвижным пулеметом, имеющий увеличенный сектор обстрела. Возможность наведения оружия увеличит сектор обстрела, а также расширит режимы полета для применения пулемета.

Работы продолжаются


В рамках интересного эксперимента компании GA-ASI удалось показать новый способ боевого применения существующего БПЛА. Ствольное вооружение может использоваться для огневой поддержки войск и/или для поражения целей, на которые не следует тратить дорогие и дальнобойные ракеты. Теперь планируется развивать проверенные идеи и внедрять новые решения.

Компании-разработчики уже анонсировали новые испытания, хотя и не стали уточнять даты их проведения. Можно ожидать, что они продолжат работы по установке ствольного вооружения на БПЛА и не станут ограничиваться одним «Мохаве». Насколько сложной будет доводка обновленного беспилотного комплекса, неизвестно. Но если все эти работы завершатся успехом и дадут желаемый результат, то на них могут обратить внимание в Пентагоне. Интерес военного ведомства даст проекту большое будущее.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    25 апреля 2024 07:15
    Как только такие беспилотники с пулемётами научатся работать по подвижным целям - они станут идеальным оружием - истребителями других беспилотников.
  2. -3
    25 апреля 2024 07:56
    Один боец с пзрк и гениальной идеи пулемета на бпла приходит фееричный конец с фейверком.
    1. 0
      25 апреля 2024 20:50
      НЕПОДВИЖНЫЙ боец с ПЗРК может и проиграть ДАННОМУ дрону.
      1. -2
        25 апреля 2024 21:05
        Дальность пзрк и прицельного выстрела с пулемета сравните, и поймете что одиночный боец с пзрк уделает этот дрон пока он заходить на него будет.
      2. 0
        26 апреля 2024 15:00
        Цитата: knn54
        НЕПОДВИЖНЫЙ боец с ПЗРК может и проиграть ДАННОМУ дрону.

        С чего вдруг? Вертолёт проигрывает неподвижному оператору ПЗРК почти в 80% случаев. Не потому, что слабее или плохо вооружён. А потому, что НЕ ВИДИТ оператора. Данный или неданный дрон ничем в данном случае не лучше. Такая же здоровенная, слепая цель, к тому же ещё и ту пая. Ведь человеческий интеллект отыскивает и распознаёт объекты быстрее любого компьютера. А оператор ПЗРК не станет торчать столбом в чистом поле как три тополя на Плющихе. Он укроется за каким-то объектом, накроется чем-то, зайдёт в развалины строения...
  3. +3
    25 апреля 2024 10:57
    Всё норм, второй коммент - и уже эти беспилотники победили. Можно не переживать.
    1. +4
      25 апреля 2024 16:05
      От второго комментария прям веет духом родимого МО, которые ядеркой бахнет и тут как все беспилотники и кулюматоры эти ваши нескрепные повыключаются/попадают!
    2. 0
      1 мая 2024 17:59
      Побеждают не те, у кого самое мощное оружие, а те, кто умеет эффективно применять то оружие, которое есть в наличии, даже если оно имеет не самые высокие показатели. При этом рулит мобильность и информационное обеспечение.
  4. 0
    25 апреля 2024 11:25
    Трудно представить себе ситуацию, при которой плоское пикирование БПЛА с выпуском сотен килограммов железа по цели, было бы эффективней легкой управляемой ракеты с высоты пары километров...
  5. -1
    25 апреля 2024 20:53
    Интересная статья, Кирилл молодец! Нашел любопытный материал. Смысл оснащения дрона пулеметами в общем понятен. Эти модели по сути патрульный дрон, кого в степи встретил того и убить должен сразу. Но вот тратить на кого-нибудь бармалея с козой и АК-47 что то серьезное жаба давит. (к примеру AGM-114 Hellfire стоит от 40 до 94 тыс. долларов) Но и отпустить целым неправильно, могут привыкнуть. Пулемет тут в самый раз. И доводят в правильном направлении, в пикировании по точечной цели попасть трудно а поворотная турель резко повысит вероятность поражения мягких целей.
  6. 0
    25 апреля 2024 22:30
    Странное решение с расположением пулемета по курсу. Логично было бы сразу поставить его поперечно, а ля "ганшип".