Налоговая пытается отсудить у «Сельты» более 900 млн рублей НДС

26 апреля 2024

Суд первой инстанции «дочка» Магнита выиграла, но проиграла апелляцию

Налоговая пытается отсудить у «Сельты» более 900 млн рублей НДС

ФНС России начала активнее выявлять недобросовестных поставщиков транспортных услуг, которые в своей деятельности массово используют «технические» компании, рассказал «Логирусу» заместитель директора проекта «ИМПАКТ» Алексей Кожевников. Налоговая таковыми считает организации, которые формально встраивают в документооборот, чтобы получить необоснованную налоговую выгоду. Такие юрлица существуют только на бумаге и не ведут реальную экономическую деятельность, а исполнением сделки занимаются другие лица. Ресурсов для выполнения обязательств по договору у «техничек» нет.

Проявлять повышенную активность ФНС начала после того, как в Налоговый кодекс РФ внесли статьи 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» (ист.). Она-то и предоставила Налоговой расширенные полномочия по выявлению «серых» и черных «схем», применяемых бизнесом, пояснил эксперт.

Самым громким делом последнего времени, доведенного до суда, стал иск Инспекции ФНС №4 по г. Краснодару к компании ООО «Сельта» (LR. «дочка» АО «Тандер», оказывающая транспортные услуги группе) на 914 млн рублей. Из материалов дела следует, что в 2019 году Инспекция провела выездную проверку «по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов» за 2016-2018 годы. По ее результатам «Сельте» доначислили 584,6 млн рублей НДС, плюс пени и штраф.

Основанием для доначисления НДС стало то, что «Сельта» закупала транспортные услуги у организаций (Налоговая выявила 22 таких фирмы) «не в соответствии с их действительным экономическим смыслом». Выявленные Налоговой 22 фирмы сами транспортные услуги «Сельте» не оказывали, а лишь «способствовали привлечению для перевозки индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, не являющихся плательщиками НДС».

– Меня удивляет позиция юридической службы грузовладельца, – признался Алексей Кожевников. – Они рассказывали в суде, что положения законодательства не содержат требований о личном исполнении обязанности перевозчиком и о возможности привлекать третьих лиц в рамках договора перевозки. Как расценивать подобные заявления, непонятно. Неужели положения ст. 785 «Договор перевозки груза» Гражданского кодекса РФ (ист.) можно трактовать как-то иначе, чем указано в законе? Что это – банальная некомпетентность или сознательные действия?

«Сельта» оспорила решение Инспекции ФНС №4 по г. Краснодару и выиграла в январе 2024 года суд первой инстанции. Однако в начале апреля проиграла апелляцию в Пятнадцатом арбитражном апелляционном суде Ростова-на-Дону. «Логирус» направил запрос в «Сельту» с просьбой прокомментировать решение, однако на момент подготовки публикации ответ редакция не получила.

Заместитель директора проекта «ИМПАКТ» Алексей Кожевников считает, что это судебное решение является сигналом для всей отрасли грузоперевозок. Доказательством тому является динамика доначислений участникам рынка грузоперевозок за последние три года. По оценкам ИМПАКТ (LR. основаны на данных «Картотеки арбитражных дел»), в 2022 году объем доначислений вырос на 575% до 6,1 млрд рублей, а в 2023 году – на 646% до 6,8 млрд рублей.

Напомним, по данным FinExpertiza, наибольшие доначисления по итогам выездных налоговых проверок в 2023 году назначались предприятиям в Калужской и Мурманской областях. LR

Тэги: ФНС, Сельта, НДС, судебные споры







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх