Влияние гусениц на качество связи танковых радиостанций

35 348 61
Влияние гусениц на качество связи танковых радиостанций

Как известно, на качество, в том числе и дальность радиосвязи, влияют многие факторы, начиная от рельефа местности и заканчивая погодой. Однако, если мы говорим о танковых радиостанциях, свой негативный вклад вносят и гусеницы с резинометаллическим шарниром, создающие электростатические помехи при движении машины, особенно на дорогах с твёрдым покрытием.

Насколько может быть выраженным этот эффект, показывают соответствующие испытания, результаты которых были опубликованы в 1987 году в СССР. Их мы и предлагаем к прочтению — с тех времён, конечно, многое изменилось в помехозащищённости новых средств связи, но полностью избавиться от данного явления всё равно невозможно. Поэтому для понимания общей картины материал вполне годится.



Электростатические радиопомехи от гусениц танка


Электростатическое поле, возникающее на гусеницах танка с резинометаллическими шарнирами и попадающее на вход радиоприемных устройств, представляет собой серьезное препятствие для надежной радиосвязи между движущимися машинами. Возникновение этой проблемы является следствием применения гусениц с резинометаллическим шарниром, увеличения скорости движения и заметного повышения чувствительности приемников танковых радиостанций.

По опытным данным, ухудшение коротковолновой радиосвязи на сухой бетонной трассе отмечается при скорости 15...20 км/ч. Электростатические помехи в точке приема выражаются апериодическим треском, который возрастает с увеличением скорости машины.

Для исследования этой проблемы проведены специальные испытания командирских машин на базе основных танков Т-72, Т-64А, Т-80 (далее танки № 1, № 2, № 3), имеющих различную конструкцию гусеничного движителя, с радиостанциями Р-134 и Р-173. Гусеницы танка № 3 были оснащены токопроводящими резинометаллическими шарнирами..

Целью испытаний являлось определение уровня сигнала, необходимого для KB-связи, а также уровня радиопомех, возникающих в антенне. Эти показатели оценивались в децибелах по шкале селективного микровольтметра STV-301-2.

Радиостанция Р-143, установленная в автомобиле ЗИЛ-131, использовалась в качестве генератора полезного сигнала и подключалась к основанию штыревой антенны. Величина излучаемой мощности регулировалась с помощью настройки антенно-согласующего устройства. На расстоянии 250 м от радиостанции Р-134 размещался селективный микровольтметр STV-301-2 с серийной штыревой антенной STA-101. На расстоянии 150...200 м от STV-301-2 находился испытуемый танк.

Сильные помехи не позволили работать при частоте выше 3,5 МГц, все испытания проводились на двух частотах – 1 511 и 3 341 кГц. При всех измерениях длина штыревой антенны на танках составляла 3 м.

На стоянке танка с работающим двигателем устанавливался сигнал радиостанции Р-134 (Р-130М), который хорошо прослушивался оператором и фиксировался прибором STV-301-2 как исходный сигнал Е0. После этого танк проходил трассу со скоростью 35...40 км/ч. Сигнал радиостанции Р-143 с учетом помех Еп увеличивался до тех пор, пока вновь не прослушивался радистом так же чисто, как на стоянке. Уровень сигнала, превышающий уровень радиопомехи, необходимый для ведения связи, определялся по формуле Ес=Еп-Е0.

После измерений на одной частоте они повторялись на другой. В процессе испытаний определялся также уровень сигнала Еп, при котором начиналось прослушивание искаженного сигнала (таблица).


При движении танков № 1 и № 2 необходим запас 27-61 дБ, а для приема искаженного сигнала – от 11 до 41 дБ.

Определение уровня радиопомех, возникающих в антенне при движении танка по сухой бетонной трассе, проводилось следующим образом. Рядом с танком разворачивалась ферритовая антенна FSA-101. От радиостанции Р-143 подавался сигнал, затем микровольтметром STV-301-2 определялся уровень напряженности электростатического поля. После этого STV-301-2 подключался к антенне АШ-3, и вновь измерялась напряженность поля на стоянке танка.

Результаты измерений показывают, что максимальный уровень радиопомех при движении по сухой бетонной трассе создает танк № 1 – увеличение помехи составляет 50...52 дБ. На танках № 2 и № 3 это увеличение составляет соответственно 35...44 и 2,6... 9 дБ. Эти различия объясняются конструктивными особенностями резинометаллических шарниров гусениц и опорных катков. Заметное снижение помех дает применение токопроводящего резинометаллического шарнира (танк № 3).

Статическое электричество ухудшает качество и дальность радиосвязи. Снижение качества радиосвязи ощущается в виде треска, громкость и частота которого растут с увеличением скорости движения. Испытания командирского танка на базе Т-72 с радиостанцией Р-134 показали, что потеря связи наступает при скорости движения 20 км/ч на дальности 20 км. С увеличением скорости дальность уменьшается.

Вывод. Для уменьшения электростатических радиопомех рекомендуется применение токопроводящих резинометаллических шарниров.

Источник:
«Электростатические радиопомехи от гусениц танка». Г. И. Кудряшов, Н. Д. Любишкин, И. Н. Расторгуев, В. Г. Салий
61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    29 марта 2025 04:40
    Вывод. Для уменьшения электростатических радиопомех рекомендуется применение токопроводящих резинометаллических шарниров.

    А той цепочки, что вешали на топливозаправщики, недостаточно?
    Кроме того, дальность связи через КВ и УКВ радиостанции во время движения сокращается И по другим причинам:
    Некоторые причины, по которым сокращается дальность связи в движении:
    Электростатическое поле. При езде качающиеся и вращающиеся элементы подвески транспортного средства (катки, балансиры, амортизаторы, торсионы и пр.) образуют его. Если на пути распространения сигнала есть препятствия, например строения, это приводит к дополнительному затуханию радиосигнала и возникновению локальных мёртвых зон.
    Помехи. В городе со сложной инфраструктурой много помех, которые существенно ограничивают дальность связи. Наиболее сильные помехи возникают вблизи линий электропередач, троллейбусов, трамваев или электропоездов. Также фактором помех являются сами по себе работающие автомобили и их внутренние схемы питания.
    Препятствия на линии прямой видимости. Они могут поглощать часть мощности волны, что приводит к сокращению мощности волны в приёмной антенне. Чем больше расстояние до приёмной антенны и чем больше препятствий по пути распространения сигнала, тем меньше его мощность в приёмной антенне.
    На дальность связи также влияют мощность передатчика, чувствительность приёмника и высота установки антенн.
    * * *
    В КВ диапазоне через АЗИ (антенну зенитного излучения) возможно держать связь на десятки километров...
    На танках устанавливают антенну «штырь», имеющую ряд недостатков, но одно преимущество - компактна и не мешает движению...
    Предполагаю, что система связи типа «Старлинк» поможет избавиться от многих негативных явлений.
    hi
    1. +3
      29 марта 2025 04:51
      А той цепочки, что вешали на топливозаправщики, недостаточно?

      Думаю, что недостаточно, если каждый из шарниров электрически изолирован от других ( в тот момент, когда он не соприкасается с катком, висит в воздухе). Единственный выход - применять электропроводящих резину.
      Сейчас пришла мысль в голову - электромагнитные сигналы, создаваемые гусеницами, противник мог использовать для обнаружения танковых колонн. Актуально только в сухую погоду. Мы не Израиль, у нас такие условия редко бывают.
      1. -1
        29 марта 2025 05:02
        Цитата: Andy_nsk
        Единственный выход - применять электропроводящих резину.

        А частотная модуляция не избавит от помех?
        Тут больше вопросов к устройству радиостанции...
        1. +3
          29 марта 2025 07:49
          Импульсная помеха имеет очень широкий "белый" частотный спектр, и будет забивать все частоты. Сужение полосы пропускания приемника любым способом (фильтры, различные виды модуляции, цифровая обработка), конечно, улучшают отношение Сигал/шум, но если мощный источник помех "прямо под гусеницами" , то всё равно треск будет пролазить. К счастью, в нашей географии идеально сухая погода редко бывает, а любая грязь на гусеницах "заземлит" их и избавит от статики.
          1. 0
            29 марта 2025 08:20
            Цитата: Andy_nsk
            но если мощный источник помех "прямо под гусеницами" , то всё разно треск будет пролазить.

            С чего бы он стал мощным, и почему вы считаете, что корпус танка не служит своеобразным «экраном» для антенны радиостанции, которая находится выше?
            Цитата: Andy_nsk
            Импульсная помеха имеет очень широкий "белый" частотный спектр

            Да знаю я прекрасно, что такое импульсная помеха, и спектр у неё не шире, чем диапазон радиостанции...Кроме того, организация связи в тб предполагает короткие команды, которые можно отдавать во время остановки. Все р/ст (кроме р/ст комбата) находятся в режиме дежурного приёма...
            Я не сталкивался с проблемами импульсных помех. Вероятно, что почвы в ОЛ ЛенВО и других местах службы были влажными. А вот с проблемами регулировок (девиация, калибровка) сталкивался постоянно, потому что техника в руках дикаря - кусок железа.
            Словом, организация связи в тб - весьма нудное занятие...
            1. +1
              29 марта 2025 11:39
              корпус танка не служит своеобразным «экраном» для антенны радиостанции, которая находится выше

              Радиоволна сквозь танк, конечно, не пройдёт. Попадет на антенну после нескольких переотражений от земли и местников. Статью не я написал, но не верить автору у меня нет причин. Как я уже писал, главная причина, по которой появление статики крайне маловероятно, если воевать не в иудейской пустыне - погода. Повышение влажности, а тем более грязь сразу же разрядят всю статику.
              1. +1
                29 марта 2025 13:27
                Цитата: Andy_nsk
                Радиоволна сквозь танк, конечно, не пройдёт. Попадет на антенну после нескольких переотражений от земли и местников.

                Курс называется «Антенны и распространение радиоволн».
                Уровень отражённого сигнала ослабевает...
                1. +1
                  29 марта 2025 15:01
                  Спасибо, мне это известно.
                  1. 0
                    29 марта 2025 15:02
                    Цитата: Andy_nsk
                    Спасибо, мне это известно.

                    А я стал забывать...
                    1. +4
                      29 марта 2025 15:14
                      Я продолжаю работать несмотря на возраст, поэтому не могу позволить себе что-то забывать. С воздействием статического электричества на РЭА сталкивался ещё в 80гг. прошлого века. Но оно было исключительно в отапливаемых помещениях зимой (выбивало входные каскады чувствительной аппаратуры).
                      1. +3
                        29 марта 2025 15:16
                        Цитата: Andy_nsk
                        Я продолжаю работать несмотря на возраст, поэтому не могу позволить себе что-то забывать.

                        А я после увольнения в 1992 году даже забыл, что такое диапазонно-кварцевая стабилизация частоты...
                      2. +2
                        29 марта 2025 15:23
                        что такое диапазонно-кварцевая стабилизация частоты.

                        А я изучал на военной кафедре комплекс С-75 в 1977...1980 гг. До сих пор помню, например, принцип работы системы БАПК (быстрая автоматическая постройка частоты клистрона). Это была единственная "цельнотянутая" система РЛС и потому не секретная :)))
                        Сейчас, конечно, работаю с совершенно другой элементной базой. Но законы распространения ЭМ волн с тех пор не изменились ;)
                      3. 0
                        29 марта 2025 15:34
                        Цитата: Andy_nsk
                        А я изучал на военной кафедре комплекс С-75

                        А я понял, что полученные полвека назад знания мне уже не пригодятся...
                      4. 0
                        30 марта 2025 01:21
                        Андрей, вы, похоже, в теме радиотехники и активно обсуждаете статью. Можете пояснить как напряженность электростатического поля измеряет селективный вольтметр?
                        микровольтметром STV-301-2 определялся уровень напряженности электростатического поля.
                        Селективный транзисторный микровольтметр типа STV 301-2 является чувствительным гетеродинным приёмником с выходом на стрелочный прибор и головные телефоны. Диапазон частот 0,15 МГц до 30 МГц.
                        Электростатическое поле, возникающее на гусеницах танка с резинометаллическими шарнирами и попадающее на вход радиоприемных устройств. Как электростатическое поле попадает на вход радиоприемника - оно ж статическое?
                      5. 0
                        30 марта 2025 04:56
                        Поле статическое до момента разряда, в момент разряда возникают импульсы с очень широким спектром электромагнитных помех от килогерц до мегагерц.
                      6. +1
                        29 марта 2025 19:13
                        Бывает, у нас от статики в платах транзисторы выбивает. Редко, но случается. Свитер, линолеум, пластиковый стул с обивкой - и привет). На военке, думаю, с этим проблем нет, существуют надёжные защиты от этого.
            2. 0
              29 марта 2025 23:51
              Цитата: yuriy55
              почему вы считаете, что корпус танка не служит своеобразным «экраном» для антенны радиостанции, которая находится выше?

              М.б. корпус как раз и излучает, когда в него разряд приходит ?
              1. +1
                30 марта 2025 04:52
                Скорее всего именно так: звено гусеницы доходит до катка и разряжается на него. Также не нужно забывать о трибоэлектрическом эффекте, думаю он является источником выработки статического электричества в металлорезиновой гусенице.
        2. 0
          30 марта 2025 11:09
          Экипажу танка выдавать мочегонное (пиво) и рекомендовать смачивать катки на сухой дороге. fellow
    2. 0
      29 марта 2025 08:24
      Суть Русской цивилизации есть большевизм.

      Цитата: yuriy55
      Предполагаю, что система связи типа «Старлинк» поможет избавиться от многих негативных явлений.

      А чем плоха телефонная спутниковая связь, которая уже давно работает?

      ps
      - Скажите, а на чём работает радиостанция, на лампах или транзисторах?
      - Для непонятливых повторяю, радиостанция работает на танке.
      1. +8
        29 марта 2025 08:25
        Цитата: Boris55
        А чем плоха телефонная спутниковая связь, которая уже давно работает?

        Не всегда есть две копейки, чтобы позвонить...
        1. 0
          30 марта 2025 11:16
          Будем переходить на провода или оптоволокно с бобиной в штабе... А в качестве ЗАС, в экипажи включать носителей редких национальных языков. Опыт ВОВ нам в помощь! fellow laughing lol
  2. +3
    29 марта 2025 05:33
    А цифровые радиостанции эту проблему разве не решают?
    1. +1
      30 марта 2025 00:31
      Решают, если будет каскад помехоустойчивого кодирования. По типу того как в сотовой связи.
    2. +2
      30 марта 2025 11:35
      А цифровые радиостанции эту проблему разве не решают?

      Михель, так в цифровой связи "цифирки" только в качестве замены речи на импульсы. А далее в эфир все равно летит обыкновенная радиоволна определенной частоты. Вот её и корёжат всякие искры и электрические помехи. А искорёжив её, искорёживается и исходный сигнал речи.
      Но вы правы в том, что помехоустойчивость цифрового способа обработки полезного сигнала, существенно выше, чем обычная амплитудная или частотная модуляция. Для этого даже разрабатывают специальные помехоустойчивые коды с регенерацией пораженных помехами сигналов. Это примерно, как выбросить из любого слова все гласные буквы... Но по оставшимся согласным, вы можете догадаться, что это за слово. Вот и помехоустойчивое кодирование, позволяет догадаться и исправить потерянные "нули" или "единицы" из-за помех, но в определенных границах повреждения.
      1. 0
        30 марта 2025 11:40
        Цитата: Сабуров_Александр53
        Так в цифровой связи "цифирки" только в качестве замены речи на импульсы
        "Цифирьки" вовсе не заменяют речь, они ее кодируют и передают на другое приёмное устройство (пусть это будет модем) без всякого искажения. После чего, на приемном устройстве эта речь раскодируется безо всяких помех. В этом и вся "фишка" цифровой связи
        1. +1
          30 марта 2025 11:51
          Спасибо, Михель! Буду знать, а то 35 лет практической работы в отрасли телекоммуникаций (ЦРРЛ и ВОЛП), с обучением и повышением квалификации в нескольких зарубежных центрах (NEC, SIemens, Дойч Телеком, Nortel) не позволили мне до конца осилить эту науку. fellow fellow fellow
          Осталось понять разницу между "заменой" и "кодированием"... Для меня это одно и то же по сути, а для вас?
          1. +1
            30 марта 2025 13:46
            Цитата: Сабуров_Александр53
            (NEC, SIemens, Дойч Телеком, Nortel) не позволили мне до конца осилить эту науку
            Некоторые и докторские диссертации защищают и так же как и вы не понимают. Такое бывает
            1. Осталось понять разницу между "заменой" и "кодированием"... Для меня это одно и то же по сути, а для вас?
              Михель, и снова вам плюсик от меня... не жалко для хорошего человека. Надеюсь, благодаря вам, пойму таки разницу между "заменой" и "кодированием". А то ведь мне приходилось ещё после обучения за бугром, читать лекции в своем УЦ для других инженеров. И получается, что я их вводил в заблуждение много лет, используя эти термины, как взаимозаменяемые по смыслу. request
              Или вы поняли меня дословно, что буквы в виде звуков речи, заменяются цифрами с арабским написанием? И летят в эфир эти циферки, очертаниями похожими на закорючки, чтобы никто не догадался что это летит? lol
  3. +9
    29 марта 2025 05:45
    Само использование КВ-диапазона является мягко выражаясь "странным" решением. Потому что КВ диапазон сам по себе "загажен" всевозможными помехами, погодными, природными условиями и даже временем суток.
    А для того, что бы не было "помех от гусениц" просто надо перейти в УКВ.
    Но российские/советские/и снова российские генералы хорошо разбираются только в половой связи. Поэтому радиосвязь в армии всегда была на "остаточном" принципе. До сих пор. Очередное подтверждение - СВО.
    1. +2
      29 марта 2025 06:33
      Цитата: Дилетант
      Само использование КВ-диапазона является мягко выражаясь "странным" решением. Потому что КВ диапазон сам по себе "загажен" всевозможными помехами, погодными, природными условиями и даже временем суток.
      А для того, что бы не было "помех от гусениц" просто надо перейти в УКВ.

      Не знаю, что предпринято со стороны МО РФ в обеспечении войск устойчивой радиосвязью, но в ВС СССР много зависело от того, кто работал в эфире.
      * * *
      В СССР были транзисторные приёмники с переключателями диапазонов. В УКВ работали местные радиостанции (ретрансляторы)...Большинство р/станций работали в КВ диапазоне, т.к. дальность приёма здесь несравненно выше. Ещё были СВ и ДВ диапазоны - они были самые надёжные при передачи сигнала поверхностной волной...Для связи с ПЛ был ещё СДВ диапазон.
      С появлением спутников-ретрансляторов появилась устойчивая связь в сантиметровом и дециметровом диапазонах. Собственно, качество связи во многом зависит от способности приёмопередатчика держать частоту.
      * * *
      На сегодняшний день мы не можем похвастаться наличием связи до рядового. Мало того, именно поэтому раненные неделями дожидаются помощи. не имея возможности связаться с командиром.
      1. +6
        29 марта 2025 06:58
        В СССР были транзисторные приёмники с переключателями диапазонов. В УКВ работали местные радиостанции (ретрансляторы)...Большинство р/станций работали в КВ диапазоне, т.к. дальность приёма здесь несравненно выше. Ещё были СВ и ДВ диапазоны - они были самые надёжные при передачи сигнала поверхностной волной...

        Прочитал Ваш комент и вспомнил молодость. Как 51 год назад сдавал гос.экзамен по "военке" Попался билет "Организация связи ЗКП дивизии" Экзамен принимал зав.кафедрой полковник Баранюк. Ему "секретку" надо было рассказывать как стихи, ни в коем случае не пропуская или не переставляя местами слова, иначе он текст не воспринимал. Я сейчас уже все в подробностях не помню, кроме ключевой фразы. Я сказал: "столько то КШМ, столько то..." Полковник перебил меня. " КШМ сы?" "Что?" испуганно спросил я. "КШМ сы! С яйцами или с яблоками?" "Со средствами связи" проблеял я. Но Баранюка уже "понесло". "Как вы, товарищ студент можете прийти на экзамен неподготовленным" громко вещал он. "Именно из-за таких как вы армия в решающий момент армия может остаться без связи" ... и далее я понял, что именно я виноват во всех бедах войск связи, а так же что количество звезд на погонах и количество серого вещества рядом не всегда взаимно кореллируются. И Баранюк решил сначала поставить мне неуд, потом тройку, а в результате поставил пятерку, но обещал пожаловаться на меня в партбюро института за связь с Анжелой Дэвис (была в то время такая американская коммунистка). Но это уже другая история.
        1. +3
          29 марта 2025 08:50
          пожаловаться на меня в партбюро института за связь с Анжелой Дэвис (была в то время такая американская коммунистка).
          Ну так зачем жаловаться-то - ведь коммунистка? Наоборот, должны были наградить грамотой парткома за внедрение и поддержку мирового антиимпериалистического движения.
        2. 0
          29 марта 2025 17:42
          "Именно из-за таких как вы армия в решающий момент армия может остаться без связи"
          вот мы и нашли главного виновника отсутствия связи в нашей армии! angry winked
      2. 0
        29 марта 2025 23:24
        У каждого раненого должна быть рация ? А командир отделения, взвода, они где? Товарищи где ? Если они его бросили, связь как поможет ?
    2. +5
      29 марта 2025 07:34
      Генералы хоть в половой связи разбираются, а болтуны ни чем.... laughing
      КВ диапазон используют только две машины в батальоне. И то, развернув солидную антенну, как правило на стоянке в районе где находиться штаб ТБ
      А работа УКВ станции на практике ничем не отличается хоть с РМШ гусеница, хоть с ОМШ. Проверено лично много раз. wink Кстати, ОМШ это ныне редкость.
      Может, в теории там разные электростатические помехи и есть, но это не типичный частный случай, не встречающийся в практической деятельности
      1. +2
        29 марта 2025 07:49
        Цитата: алексеев
        А работа УКВ станции на практике ничем не отличается хоть с РМШ гусеница, хоть с ОМШ.

        Позвольте выяснить, что вы имели ввиду под ОМШ?
        * * *
        Цитата: алексеев
        КВ диапазон используют только две машины в батальоне.

        1. р/с комбата и командира полка...
        2. Кто с кем
        1. +2
          29 марта 2025 10:02
          ОМШ это открытый металлический шарнир. Тракт соединяются пальцем без излишеств в виде, образно говоря, резиновой втулки.
          На танке комбата и БМП НШ батальона есть КВ станция.
          Для связи с тем, кто далече, если не иных способов организзовать связь. Однако, такое тоже может быть. Про особенности распространения радиоволн молчу, итак всем известно.
          1. 0
            29 марта 2025 10:45
            Цитата: алексеев
            ОМШ это открытый металлический шарнир.

            yes
      2. +1
        29 марта 2025 11:18
        Может, в теории там разные электростатические помехи и есть, но это не типичный частный случай, не встречающийся в практической деятельности

        Потому что в конструкцию РМШ введена стальная игла, замыкающая пвлец и проушину.
        Электропроводная резина используется у врагов, но это не бесплатно, ресурс шарнира снижается.
        1. 0
          29 марта 2025 15:32
          Цитата: ln_ln
          Потому что в конструкцию РМШ введена стальная игла, замыкающая палец и проушину.

          Или так:
          1. +1
            29 марта 2025 18:00
            Или так:

            Это шпора противоскольжения. Они ставятся через 5 траков.
            Предполагаю, что на асфальтоходных башмаках статическое электричество и без них не накапливается.
            1. +1
              29 марта 2025 18:23
              Цитата: ln_ln
              Это шпора противоскольжения. Они ставятся через 5 траков.

              Там на фото они стоят одна за одной...Прямо как в анекдоте:
              - Марися! Тебе ж ґвалтують!
              - Так що ж у мене очі на заду...
              1. 0
                29 марта 2025 18:31
                Вот нашёл:
                https://dzen.ru/a/YRJLoY5LnH05GJRV
                1. 0
                  29 марта 2025 19:21
                  Вот нашёл:

                  Лучше почитайте 6-й том;
                  https://cloud.mail.ru/public/JW2J/cDk1oXrjB/%D0%92%D0%9D%D0%98%D0%98%D0%A2%D0%9C/%D0%A2%D0%95%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%AF%20%D0%98%20%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%A1%D0%A2%D0%A0%D0%A3%D0%9A%D0%A6%D0%98%D0%AF%2010%D1%82/%D0%A2%D0%B8%D0%9A_%D1%8206_%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%92%D0%93%D0%9C.pdf
              2. +1
                29 марта 2025 18:57
                Там на фото они стоят одна за одной...

                Вы обвели красным скобы, соединяющие пальцы траков с параллельным РМШ.
                И какое они имеют отношение к электростатике?
                1. 0
                  29 марта 2025 19:01
                  Цитата: ln_ln
                  И какое они имеют отношение к электростатике?

                  Они имеют отношение к соединению всех звеньев в одно целое.
                  1. 0
                    29 марта 2025 19:11
                    Они имеют отношение к соединению всех звеньев в одно целое.

                    К сожалению, нет.
                    Проушины в траках остаются изолированными от пальцев резиновым массивом шарнира.
                    Надёжного контакта между траком и скобой нет.
    3. 0
      29 марта 2025 17:47
      Само использование КВ-диапазона является мягко выражаясь "странным" решением.
      Помехи от стат электричества актуальны только для командирских машин дополнительно оснащенных КВ радиостанциями с однополосной или АМ модуляцией. Линейные танки используют УКВ диапазон с ЧМ модуляцией. На нее воздействие помех от статики значительно меньше. УКВ связь в лесу плохо работает, поэтому командирские машины дополнительно оснащают КВ радиостанцией.
  4. +4
    29 марта 2025 07:42
    В комментариях почему то начали упоминать про УКВ и Старлинк. Хотя публикация про КВ и про 40 лет назад.
    Танк 3 значительно меньше помех при движении генерировал. Но и токопроводящая резина тогда была не слишком дешёвой.
    Спасибо автору за интересный материал!
  5. -3
    29 марта 2025 09:57
    Бесполезное исследование. На частотах 1500-3500 кгц со времен ВОВ уже ни одна танковая рация не работает. Стандартная советская танковая рация 20-40 МГц. Сейчас не помню, лень искать данные, вполне возможно используется еще более высокая частота передачи. На таких частотах влияние статических и импульсных помех минимально. Значение может иметь т.н. "заземление", или проводящий контакт с поверхностью земли. На полностью металлических гусеницах он очевидно лучше - связь надежней. Если гусеница резино-металлическая заземление хуже. Может кто помнит одно время на задний бампер Жигулей вешали всякие заземляющие полоски или цепочки. Вот это и есть заземление от резины.
    1. 0
      29 марта 2025 17:50
      Стандартная советская танковая рация 20-40 МГц.
      Это "Магнолия". Относительно современные "Абзацы" и более новые 30-80 или 30-108 МГц.
    2. +1
      29 марта 2025 19:21
      Особенно смешно это выглядело, когда вешали на пластиковый бампер...
    3. +2
      30 марта 2025 01:42
      Стандартная советская танковая рация 20-40 МГц.
      Стандартная танковая радиостанция была Р-123 (будучи самой массовой) с диапазоном 20 - 51,5 МГц. До неё была Р-113 с диапазоном 20 - 22,375 МГц... А в 80-е года , на смену Р-123 , стандартной танковой радиостанцией стала Р-173 с диапазоном 30-75,999 МГц.
      Так что, сударь, слабенькое у вас представление о стандартах советских танковых раций wink
      А по поводу вашего заявления:
      На частотах 1500-3500 кгц со времен ВОВ уже ни одна танковая рация не работает.
      - ещё как работают! Много лет (будучи начальником связи - командиром взвода связи танкового батальона, затем командиром роты связи танкового полка) имел честь вполне успешно обеспечивать связь на КВ радиостанциях (танковых) Р-130 (диапазон 1500-10990 кГц) на танках Т-62МК, Т-72АК и другой БТТ.
  6. -1
    29 марта 2025 19:43
    Самый информативный параметр это спектральная плотность мощности помехи, но его в отчете нет. Представляю, как проводили измерения селективным миливольтметром - крутили рукоятку выбора частоты и смотрели на стрелку?
    1. 0
      30 марта 2025 00:27
      В шлемофоне бегали вокруг танка laughing
  7. 0
    29 марта 2025 21:50
    На связь в войсках жаловались все, а не одни танкисты, но с танкистами слава богу разобрались, виновны гусеницы. Ждём что напишут про пехоту, наверное виновата подошва берц. Но по большому счёту в бою и на марше нужна связь, а не объяснения. Объяснения пусть дают те, кто отвечает за связь в войсках, и почему она имеется у противника, а у нас с ней, мягко говоря, не очень.
  8. Комментарий был удален.
  9. +1
    30 марта 2025 13:09
    Уважаемые комментаторы - не работают сейчас в этих диапазонах низкого КВ (1,5-3,5 МГц) ни какие военные радио станции!! Не в одной стране мира. Да партизаны в период ВОВ согласен - работали. Если у кого сохранился старый радиоприемник включите его в диапазоне СВ (для всех это называется АМ) и услышите только жужжание и треск. Это и есть те самые вредные помехи. А вот в УКВ (FM) картина диаметрально противоположная. Треска - нет!. Если кто- то в танке не включил в бортовую сеть дешевую китайскую зарядку для мобилы. Бестолковое исследование или автор неправильно интерпретировал результаты. Это я как радиолюбитель с большим стажем утверждаю.
  10. -1
    30 марта 2025 19:07
    Цитата: Юрий_К_Мск
    Уважаемые комментаторы - не работают сейчас в этих диапазонах низкого КВ (1,5-3,5 МГц) ни какие военные радио станции!! Не в одной стране мира. Да партизаны в период ВОВ согласен - работали. Если у кого сохранился старый радиоприемник включите его в диапазоне СВ (для всех это называется АМ) и услышите только жужжание и треск. Это и есть те самые вредные помехи. А вот в УКВ (FM) картина диаметрально противоположная. Треска - нет!. Если кто- то в танке не включил в бортовую сеть дешевую китайскую зарядку для мобилы. Бестолковое исследование или автор неправильно интерпретировал результаты. Это я как радиолюбитель с большим стажем утверждаю.


    Добрый вечер, коллега! Радиолюбители же бывшими не бывают?
    Автор пишет о настоящем времени? О прошедшем. Автор голословен? Нет, приложил фотографии результатов проверки воздействия электростатики на вероятность получения информации с использованием тех р/станций, которые тогда применялись.
  11. 0
    30 марта 2025 20:25
    Я дико извиняюсь - какого года данные?
    Мы все таки в 21 веке живем.
    - Товарищ прапорщик! А рация на чем: на полупроводниках или на лампах?
    - Для - идиotов повторяю. На БРОНЕТРАНСПОРТЕРЕ!
  12. -1
    30 марта 2025 21:02
    Спасибо автору за любопытный материал!
    Интересно его читать ещё и с позиции вечного спора о выборе между Т-72 и Т-80, так как подавляющее большинство мнений крутится лишь вокруг спора о преимуществах и недостатках установленного на них двигателя.